$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Деньги на веревочке

06.03.2009

В Беларусь до сих пор не поступила вторая часть стабилизационного российского кредита в размере 1 млрд. USD. Хотя по достигнутой ранее договоренности деньги должны были перечислить до конца февраля. С обеих сторон звучат заверения, что это вот-вот произойдет… При этом очевидно желание России на этой волне добиться от нашей республики уступок по ряду спорных вопросов.

Напомним, в ноябре прошлого года, когда Беларуси выдали первый транш стабкредита в размере 1 млрд. USD, одновременно была достигнута договоренность о выделении такой же суммы после подписания плана совместных действий по координации мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных экономик. В конце января проект документа был утвержден на совместной коллегии Минэкономики Беларуси и Минэкономразвития РФ и после подписан премьер-министрами двух стран. Тогда же Владимир Путин пообещал ускорить выдачу второй части кредита.

Однако уже в феврале Минфин России проинформировал белорусскую сторону о том, что второй транш будет выделен равными долями: 500 млн. USD в конце месяца и столько же в начале марта. Срок пришел — но денег пока нет. Правда, есть очередное обещание. На этот раз со стороны министра финансов РФ Алексея Кудрина. По его словам, в ближайшие дни будет подписано соглашение о выделении первых 500 млн. USD. Судьба еще 500 млн. USD будет решаться после внесения поправок в российский бюджет 2009 г.

Отметим, у нашей восточной соседки есть объективные причины не торопиться с предоставлением Беларуси средств. Сейчас российскую экономику буквально лихорадит. В январе индекс промышленного производства к аналогичному периоду прошлого года упал на 16%, а к декабрю 2009 г. — почти на 20%. При этом только за месяц ВВП сократился на 27,2%!

Правительство и Госдума РФ в спешном порядке пересматривают бюджет-2009, ведь изначально он был принят с профицитом в 1,9 трлн. Br. Окончательное решение по документу обещают принять во второй половине марта. Сейчас экономисты исходят из дефицита бюджета в размере 8-10% от ВВП, или более 3,3 трлн. RUB. При сокращении доходной части расходы с учетом антикризисных мер могут вырасти более чем на 0,5 трлн. RUB. Как заявил на днях помощник президента РФ по экономической политике Аркадий Дворкович, основным источником покрытия дефицита бюджета станет Резервный фонд. На 1 марта его размер составил 4,9 трлн. RUB, или 136,3 млрд. USD, т. е. около 12% ВВП. «Мы потратим почти половину фонда в этом году», — делает заключение эксперт. В такой ситуации обещанный Беларуси второй миллиард долларов может показаться роскошью.

Кроме того, наши восточные партнеры до сих пор предъявляют претензии по несогласованности экономической политики двух государств. И можно не сомневаться, в нынешней ситуации они попытаются добиться от Минска максимальных уступок. Тревожное ожидание второго транша стабкредита должно сделать белорусскую сторону более сговорчивой. А беспокоиться нам есть из-за чего: по данным таможенной статистики, в январе сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательным в размере 403,3 млн. USD против 107,5 млн. USD годом ранее. Уже даются прогнозы, что по результатам I квартала показатель достигнет минус 730 млн. USD. Стабкредит нужен республике для пополнения золотовалютных резервов, что должно «обезопасить» курс белорусского рубля от давления со стороны отрицательного сальдо и предотвратить дальнейшую девальвацию.

К сожалению, разработка и реализация плана совместных действий — гаранта выдачи кредита — не стала гласной, что затрудняет представление полной картины переговорного процесса. По результатам совместной коллегии экономических ведомств двух стран, где обсуждался проект, комментарии были весьма немногословны. Тем не менее, как стало известно «ЭГ», обсуждение продолжается, и сейчас стороны пытаются найти компромиссные решения по промышленным субсидиям и мерам поддержки сельского хозяйства. Завершается подготовка проекта соответствующего соглашения.

На данный момент удалась договориться об установлении переходного периода до 2011 г, в течение которого нормы соглашения не будут применяться к программам поддержки, которые уже действуют. Удалось снять вопрос, связанный с белорусскими субсидиями нефтепереработчикам, в отношении которых при определенных условиях могло проводиться компенсационное расследование. В то же время россияне принципиально против сохранения в Беларуси субсидий по выравниванию конкурентных условий из-за различной налоговой нагрузки и стоимости энергоресурсов для белорусских и российских предприятий.

Прогнозировать результаты переговоров пока никто не берется, но то, что у россиян есть все основания «дернуть за веревочку», чтобы добиться от Минска необходимого решения, — очевидно.

Александр ГЕРАСИМЕНКО