$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Деньги на «подушку»

18.11.2008

    На минувшей неделе в Москве подписано соглашение о предоставлении Беларуси стабилизационного кредита в размере 1 млрд. USD. Это первый транш запланированной суммы в 2 млрд. USD, который поступит в ближайшие дни. Предполагается, что остальная часть кредита будет предоставлена в феврале 2009 г.

    Подробные условия выделения средств нашей республике пока не разглашаются. Достоверно известно лишь одно — кредит выдается под более высокий процент в сравнении с прошлогодним. 2 млрд. USD будут предоставлены на 15 лет по ставке LIBOR+3% (в предыдущий раз LIBOR+0,75%) с пятилетней отсрочкой погашения основного долга.

   Для республики деньги весьма кстати. Особенно если учесть, что сейчас белорусские экспортеры испытывают серьезные сложности на внешних рынках, теряя оборотные средства. Правда, некоторые российские эксперты уже успели окрестить сделку «валютной капитуляцией» Беларуси. Она сопровождалась договоренностью между двумя странами о переходе на торговлю нефтью и газом за российские рубли. Для нас это означает необходимость формировать значительные резервы в этой валюте, что приведет к укреплению зависимости от ее курса.

   К слову, в последние месяцы финансовый рынок России не отличался стабильностью. Панические настроения вокруг появившейся недавно информации о возможной девальвации рубля лишь усугубили ситуацию. За месяц отток капитала из страны оценивается в 50 млрд. USD.

   Как отмечает российский «КоммерсантЪ», финансовый выигрыш от расширения зоны влияния рубля на Беларусь пока не определен, устойчивости российской валюте это не добавит. И если для Газпрома это лишь незначительно изменит риски, связанные с курсовыми колебаниями при операциях в Беларуси, то наша республика «в 2009 г. становится по сути заложницей валютного курса в России, сокращая возможность независимой курсовой политики для белорусского рубля».

   Очевидно, принятие заемных средств на таких условиях далось нам непросто. Вплоть до дня подписания соглашения о выделении кредита россияне допускали, что белорусская сторона может отказаться от сделки.

   По всей видимости, желание отстоять валютную независимость подтолкнуло республику (впервые за последние 12 лет) обратиться за финансовой помощью в МВФ. Напомним, за период сотрудничества с этой международной структурой Беларусь получила от нее две транши кредита по программе системных трансформаций (98 млн. USD в августе 1993 г. и 101,7 млн. USD в феврале 1995 г.) и одну траншу кредита stand-by в размере 70 млн. USD в сентябре 1995 г. Сейчас мы просим МВФ дать взаймы 2 млрд. USD.

   Однако как первый, так и второй кредиторы выдвигают определенные требования. Российская сторона готова предоставить вторую часть кредита (1 млрд. USD) лишь после подписания двумя странами плана совместных действий по координации мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных экономик. По прогнозам, это должно состояться до февраля. Предполагается, что подготовка документа, а также определение цены газа для Беларуси на следующий год станут основными козырями в стремлении России приобрести наиболее ликвидные активы белорусских предприятий.

   Условие предоставления кредита со стороны МВФ — дальнейшая либерализация экономики, в частности, финансовой системы страны. По информации «ЭГ», экспертов фонда смущает добровольно-принудительное участие крупнейших банков страны в льготном кредитовании различных государственных программ.

   Пока приходится констатировать, что переговорный процесс с представителями МВФ затягивается. С 27 октября в Беларуси работает специальная миссия фонда. Первоначально ожидалось, что к 6 ноября переговоры будут завершены. Однако этого не случилось. Окончательное решение должно быть озвучено на днях, заявили корреспонденту «ЭГ» в представительстве МВФ.

   Итак, интрига сохраняется. Придут ли в республику в нужном объеме деньги, которые нам требуются, как было заявлено, для создания «подушки безопасности»? Это всецело зависит от дипломатического таланта переговорщиков. И вполне реально, что дефицит внешнего финансирования может обернуться нормальными инвестициями как с Востока, так и с Запада. Условия же кредиторов лишь ускорят рыночные реформы в нашей стране.

Александр ГЕРАСИМЕНКО