$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Деньги на инновации

07.08.2007

Рассмотрев результаты проверки эффективности использования средств бюджета, выделенных на научные разработки и подготовку научных кадров высшей квалификации организациям, подведомственным МЧС, Минсельхозпроду, Минтрансу, Минстройархитектуры и концерну «Беллегпром», коллегия Комитета госконтроля 27 июля отметила, что подведомственными организациями, а также названными министерствами и концерном не обеспечено в полной мере эффективное использование бюджетных ассигнований и средств инновационных фондов.

В большинстве проверенных учреждений установлены нарушения порядка формирования себестоимости научно-технической продукции. Так, из-за включения научно-исследовательским РУП «Центр научных исследований легкой промышленности» в плановые калькуляции стоимости научно-исследовательских работ непредусмотренного НДС по пяти договорам, финансируемым из инновационного фонда Беллегпрома, стоимость работ завышена на 26 млн. Br.

По двум договорам, заключенным РУП «Белорусский научный институт внедрения новых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» с Минсельхозпродом, не обоснована экономическими расчетами стоимость работ на 93 млн. Br.

Без экономического обоснования стоимости работ НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций получены бюджетные средства в сумме 43 млн. Br. Названным НИИ не был обеспечен возврат неиспользованных бюджетных средств в размере 31,5 млн. Br, научно-исследовательским РУП «Центр научных исследований легкой промышленности» — 9,8 млн. Br.

Отдельными учреждениями не соблюдался порядок планирования стоимости / НИОКР. Например, по причине завышения величины накладных расходов по 10 заданиям, выполненным в 2005 г. научно-проектным РУП «БЕЛНИИП градостроительства», необоснованно получены бюджетные средства в сумме 13,7 млн. Br.

В ряде случаев средства бюджета были использованы не по целевому назначению, с нарушением законодательства и неэффективно. Например, РУП «Белорусский научный институт внедрения новых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» получило из инновационного фонда Минсельхозпрода 150 млн. Br на выполнение задания «Система сбора, обработки, анализа информации для выработки решений по регулированию деятельности реформируемых базовых и валообразующих сельскохозяйственных предприятий». Разработанная в феврале 2006 г. по данному заданию система сбора и анализа информации Минсельхозпродом на 20.05.2007 г. не использовалась.

Неэффективно использованы БелНИИТ «Транстехника» средства инновационного фонда Минтранса в размере 23,7 млн. Br, израсходованные на проведение в 2005 г. исследований по теме, которая практически продублировала научно-исследовательские работы, выполненные институтом в 2003 году.

Не позволяет обеспечить необходимую результативность научных исследований низкий научный потенциал работников организаций-исполнителей. Так, среди лиц, выполняющих научные исследования, ученую степень в БелНИИТ «Транстехника» имеют только 4,6% научных сотрудников, в научно-исследовательском РУП «Центр научных исследований легкой промышленности» — 5,6%, научно-проектном РУП «БЕЛНИИПградостроительства» — 9%.

Существенно снижает отдачу бюджетных ассигнований недостаточная урегулированость вопроса деятельности временных научных коллективов, основная цель которых в ряде случаев сводится к получению штатными работниками дополнительного дохода. Например, в БелНИИТ «Транстехника» за 2005-2006 гг. для выполнения работ по 60 договорам было создано 30 ВНК, в состав которых входили 86 штатных работников названного института, получивших вознаграждение в сумме 152,4 млн. Br и 18 работников Минтранса — 9,2 млн. Br.

В ряде случаев ресурсы научных организаций используются министерствами и ведомствами для выполнения задач, не связанных с научно-исследовательской деятельностью. Так, РУП «Белорусский научный институт внедрения новых форм хозяйствования в АПК» в рамках выполнения научного задания в 2005 г. осуществлял еженедельную передачу Минсельхозпроду информации о ходе выполнения принятых государственных и республиканских программ развития АПК и ежемесячное представление контрольного экземпляра аналитического обзора «Информация о выполнении принятых государственных и республиканских программ развития АПК», на подготовку которых использовано 27,2 млн. Br.

Одной из причин недостаточной эффективности использования бюджетных средств является отсутствие должного контроля со стороны заказчиков программ за проведением научных исследований и освоением результатов завершенных научных разработок.

Не позволяет обеспечить также необходимую эффективность бюджетных средств несвоевременное и неполное освоение научно-технической продукции.

Из проверенных научных организаций подготовка научных кадров высшей квалификации осуществляется только в РНИУП «Институт радиологии». Впрочем, там также не обеспечено эффективное использование выделенных на эти цели бюджетных средств. Из 5 выпускников аспирантуры в 2005-2006 гг. трое своевременно не представили диссертации. Затраченные на их подготовку средства (более 20 млн. Br) использованы неэффективно.

Всего проверкой выявлено необоснованное получение из бюджета средств на сумму 78,5 млн. Br, использование не по целевому назначению и с нарушением законодательства — 82,5 млн. Br, невозвращение в установленный срок неиспользованных средств на сумму 43,2 млн., а также неэффективное использование бюджетных средств в размере свыше 400 млн. Br. Кроме того, получено и использовано с нарушением ценового законодательства 136 млн. Br.

По состоянию на 21.06.2007 г. возвращено в бюджет и соответствующие инновационные фонды 150,9 млн. Br, необоснованно полученных, использованных не по целевому назначению и с нарушением законодательства.

Коллегия отметила недостаточную работу заказчиков программ и научно-исследовательских работ — МЧС, Минсельхозпрода, Минтранса, Минстройархитектуры, концерна «Беллегпром» по обеспечению контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, выделенных на научные разработки, за выполнением планов освоения научно-технической продукции, а также по укреплению состава научных кадров подведомственных организаций. Названным министерствам, а также концерну «Беллегпром» предложено обеспечить возврат в бюджет средств, необоснованно полученных и не использованных в срок подведомственными учреждениями, привлечь виновников к ответственности.

Пресс-служба Комитета государственного контроля Республики Беларусь