$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

ДЕНЬГИ НА ДОРОГЕ

14.01.2011

В ближайшие 5 лет страна намерена увеличить доходы от транзита на 53,3%, до 3,4 млрд. USD. Отчисления в бюджет при этом, как планируется, вырастут на 35,4% и составят в 2015 г. 404,3 млн. USD. Такие параметры заложены в Государственной программе развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011–2015 гг., утв. постановлением Совмина от 20.12.2010 № 1852.

«Б», сидящее на трубе

Общий объем дохода от транзита нефти и газа планируют к 2015 г. довести до 0,9 млрд. USD. Правда, уже в 2012 г. в связи с введением в эксплуатацию нефтепровода БТС-2 прокачка нефти, как ожидается, уменьшится на четверть, поэтому прогнозный показатель на 2015 г. определен в объеме 51, млн. т., или 74,8% от объемов прокачки в 2010 г. Авторы программы надеются, что этим падение и ограничится. Общий объем доходов от транзита нефти при этом должен вырасти на 115,8%, до 310,5 млн. USD — очевидно, за счет роста цены на услуги белорусской «трубы». А вот прогнозируемые отчисления в бюджет при этом радикально уменьшатся: до 4 млн. USD, или 18,2% к уровню 2010 г. Это наталкивает на мысль, что белорусские нефтепроводы готовят к смене собственника.

Транзит газа, по прогнозу, останется примерно на нынешнем уровне — 43 млрд. м3 в год. Напомним, ранее принятая стратегия развития транзитного потенциала предполагала сокращение показателя на четверть в связи с вводом в эксплуатацию газопроводов «Северный поток» и «Южный поток». При этом услуги белорусской газовой трубы, как ожидается, подорожают за пятилетку на 27,5%, до 590,9 млн. USD к 2015 г. Аналогичный рост прогнозируется и для отчислений в бюджет, которые в 2015 г. должны составить 118,2 млн. USD. Впрочем, обращает на себя внимание крайне высокая импортоемкость транзита газа, которая сейчас составляет около 55%. Другими словами, более половины выручки Белтрансгаз расходует на оплату услуг и товаров иностранных организаций. Программа не объясняет структуру таких расходов, однако ее авторы предполагают, что к 2015 г. импортоемкость транзита газа вырастет до 67%.

К слову, при прокачке нефти импортоемкость планируют снизить с 14,4% до 8,2%, для железнодорожных транзитных перевозок — с 22% до 16%.

Деньги на дороге

Без учета нефти и газа доходы от транзитных перевозок разными видами транспорта должны вырасти до 2,5 млрд. USD, или на 68% к 2010 г., отчисления в бюджет — до 281,1 млн. USD, или на 53,%. Половину доходов (1,25 млрд. USD) должна составить выручка объектов придорожного сервиса. Их строительство, реконструкция и модернизация обозначены как одна из важнейших задач. В 2011–2015 гг. на обочинах белорусских магистралей планируется построить 168 новых объектов: 25 автозаправок, 60 станций техобслуживания, 16 пунктов постоя, 42 пункта питания и 25 площадок отдыха.

Еще один «кит» транзитных прибылей — железнодорожный транспорт. Его доходы от транзита грузов и пассажиров к 2015 г. должны прибавить 45,2% и достигнуть 743,3 млн. USD. Отметим, что ожидаемый объем отчислений БЖД в бюджет (118,9 млн. USD) выше, чем от транзита газа. Для достижения цели запланировано модернизировать сеть железных дорог, усилить пропускную способность узлов и станций. По магистрали Москва – Минск – Брест пойдут скоростные пассажирские поезда (до 160 км/ч). Для перевозок транзитных грузов будут введены прямые ускоренные составы, в т.ч. контейнерные. В целом скорость движения повысится по всей сети БЖД, кроме того, отдельные участки ожидает электрификация. Особый акцент сделан на модернизации пограничных пунктов пропуска на железнодорожных вокзалах — в частности, на границе с Польшей.

Следующим по величине источником доходов должны стать международные автомобильные перевозки. Ожидается, что в 2015 г. они принесут 411,8 млн. USD, в т.ч. в госбюджет поступит 26,7 млн. USD — на 63% больше, чем в 2010 г. Сбор за проезд по дороге М-1/Е-30 планируют довести до 79 млн. USD.

Здесь ослабим — там подкрутим

Амбициозные планы программы предполагается реализовывать преимущественно за счет средств иностранных инвесторов. Их капитал должен послужить развитию придорожного сервиса, сети авто- и железных дорог, воздушного транспорта, автоматизации и модернизации пограничных пунктов пропуска. Государственных средств за 5 лет планируется вложить лишь 4,4 млрд. Br, в т.ч. 2,9 млрд. Br направить на внедрение современных информационных технологий пограничного контроля, 1,5 млрд. Br — на научные исследования, разработку предложений по повышению эффективности перевозок и увеличению транзита грузов.

Вместе с тем программа не содержит подробного описания форм и условий привлечения инвестиций — будут это заемные средства или ПИИ? Будет ли задействован потенциал приватизации? Очевидно при этом, что активность инвесторов и стоимость иностранных ресурсов будет зависеть и от делового, и от политического климата в стране. Не обещая институциональных реформ, авторы программы планируют сосредоточиться на совершенствовании законодательства в области транзита. Так, с учетом предложений автоперевозчиков планируется сократить число контрольных органов на автомобильных пограничных терминалах. Правда, до введения на границе принципа «одного окна», за который ратовали многие участники рынка, дело, похоже, так и не дойдет. Зато есть надежда, что будут пересмотрены действующие основания для столь суровой меры, как конфискация у перевозчика товаров и транспортных средств. Также Беларусь планирует перенять европейский опыт по изменению коммерческих условий контрактов для грузов, следующих транзитом.

При этом в программе по-прежнему остались неучтенными отдельные проблемы, поднимаемые автоперевозчиками, в частности, связанные с перевалкой грузов с одного транспортного средства на другое. В белорусском законодательстве до сих пор нет четкой нормы, определяющей единый перечень документов, необходимых для этого. «И это фактор, препятствующий развитию автотранзита», — убеждена генеральный директор Белорусской ассоциации международных экспедиторов Елена Ильина.

К тому же, упрощая транзитные правила в одном аспекте, авторы программы тут же планируют «подкрутить гайки» в другом. Грубые либо неоднократные нарушения таможенного законодательства предложено отнести к грубым нарушениям лицензионных требований и условий лицензируемой деятельности. А это означает, что за «недоразумения» на таможне перевозчики начнут расплачиваться лицензиями.

Между тем подобное «закручивание гаек» в сочетании со значительной неопределенностью в планах строительства Таможенного союза и ЕЭП формирует дополнительные риски, никак не стимулирующие инвестиционную активность. А если инвесторы начнут затягивать с вложениями, многие из обозначенных программой ориентиров рискуют остаться лишь на бумаге.

Дарья КОСТЕНКО