$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Деньги из-за рубежа

12.08.2008

Несмотря на увеличение притока иностранных инвестиций в экономику Беларуси, в их структуре значительная доля приходится на заемные средства («короткие» деньги), которые выдаются на приобретение сырья и материалов. Такая схема финансирования не может удовлетворить стратегические потребности страны. Поставлена задача увеличить приток прямых инвестиций, создав более привлекательные условия для потенциальных инвесторов.

Найти «длинные» деньги

Сегодня порядка 52% инвестиций в основной капитал — это собственные средства предприятий. В то же время растет потребность в иностранных инвестициях. В 2007 г. их объем составил 5,4 млрд. USD, но это в основном были короткие инвестиции (не прямые), заявил главный экономист управления международного инвестиционного сотрудничества и свободных экономических зон Минэкономики Василий НЕКРАШЕВИЧ на тематическом круглом столе, прошедшем на днях в Доме прессы. «На нас зарабатывают. Дают «короткие» деньги под закупку сырья, к примеру, нефти. Сделали нефтепродукты, рассчитались, отдали заем инвестору», — констатировал он.

В то же время динамика цифр позволяет рассчитывать, что ситуация в ближайшие годы должна кардинально измениться. Если в 2002 г. из 722 млн. USD иностранных инвестиций прямые составили 299 млн. USD, то в 2007 г. из 5,4 млрд. USD — прямые 1,3 млрд. USD. В I полугодии по прямым иностранным инвестициям (1,2 млрд. USD) мы практически вышли на уровень прошлого года. По прогнозу Минэкономики, в 2008 г. в республику поступит 6,5 млрд. USD иностранных инвестиций, из них 2,1 млрд. USD прямых.

Процесс активно стимулируется приходом на рынок Беларуси иностранных, а также совместных предприятий. Сейчас их общее число превысило 4 тыс. Каждый год пополнение составляет 500-600 субъектов.

«Я думаю, что в этом году с принятием ряда документов о развитии малых городов, изменением законодательства по СЭЗ, созданием Парка высоких технологий, к нам будут активней идти инвесторы и создавать такие предприятия», — отметил В.Некрашевич.

На изменение форм работы указал директор Национального инвестиционного агентства Олег ЗИНОВЬЕВ. Если 3-4 года назад акцент делался на кредитование, в т.ч. под гарантии правительства, то сейчас мы приходим к основной форме — созданию новых производств с участием иностранного капитала. Но и эти схемы, по его мнению, — промежуточный этап: «В сфере применения новых схем финансирования акценты будут смещаться в сторону создания и использования инвестиционных, венчурных, пенсионных фондов. У нас также достаточно серьезная база в сфере концессий. Работа над этим ведется».

Новая роль отводится и самому Национальному инвестиционному агентству. Его реформирование должно завершиться до конца этого года. В основу будет положен принцип работы Турецкого инвестиционного агентства, которое, по оценке О.Зиновьева, одно из наиболее передовых в мире.

По замыслу правительства, обновленная структура должна избавить бизнес, желающий вкладывать в республику деньги, от необходимости обращаться в многочисленные госорганы. Агентство возьмет на себя все функции по согласованию с государством проектно-сметной документации, оформлению земельных участков, выполнению иных процедур. Предусматривается, что по его заявлениям все действия будут совершаться госорганами в кратчайшие сроки. В результате инвестпроекты начнут сдавать «под ключ».

Таким образом, по словам О.Зиновьева, поменяется прежде всего информационная составляющая работы. Сейчас она несколько разрозненная, и порой проблематично получить информацию от местных органов власти. На базе агентства создадут серьезный информационный центр, куда будут стекаться все данные относительно изменений условий деятельности и реализации различных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.

Таможня полна оптимизма

Проведенная реформа таможенного законодательства повысит инвестиционную привлекательность страны. Уверенность в этом в рамках круглого стола высказал начальник управления организации таможенного контроля ГТК Николай БУРШ.

Важной вехой в улучшении климата ВЭД стало вступление в силу третьей редакции Таможенного кодекса и реализации заложенных в нем новых принципов. Принятие кодекса, по оценке Н.Бурша, повлекло полное структурное и содержательное изменение нормативной базы. Реализован подход по сокращению подзаконных актов. Если до принятия новой редакции ТК существовало более 1600 нормативных актов различного уровня, которые регулировали таможенные правоотношения, то сейчас это 14 актов Президента, 23 постановления правительства и 32 постановления ГТК. Итого 69 против прежних 1600.

Еще одна позитивная подвижка — распространение института добросовестного участника ВЭД. На сегодня этим статусом обладают более 100 субъектов хозяйствования. Он позволяет распространить упрощенные условия по ввозу, складскому хранению и вовлечению в экономический оборот товаров внешнеторговых операций.

Кроме того, с 1 июля ГТК начал внедрение электронного декларирования экспорта. В основу положен опыт Литвы и Польши. Начали с трех предприятий, имеющих статус добросовестного участника ВЭД, — «Горизонта», «Керамина» и Минского моторного завода. За месяц ими подано более 30 деклараций. В ближайшее время такое декларирование планируется расширить на БелАЗ, МАЗ, МТЗ.

Эти и другие меры, по мнению Н.Бурша, должны повысить оценку Всемирным банком условий ведения бизнеса в нашей стране.

Напомним, пока положение Беларуси в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2008 в разделе «Международная торговля» далеко от достойного. Из 178 стран мы заняли далеко не почетное 137 место, при этом опустились на 5 пунктов в сравнении с 2007 г.

Нагрузка станет легче

Улучшать бизнес-климат в Беларуси планируется и за счет снижения налоговой нагрузки. По планам в 2009 г. по отношению к ВВП показатель должен снизиться на 1,3%, что составит около 2 трлн. Br. Такие цифры были озвучены на одном из июльских заседаний Совмина. Так, предлагается уменьшить ставку сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей с 2% до 1%, с 35 до 34% — отчисления предприятий в Фонд социальной защиты, исключить из объекта обложения налогом на недвижимость активную часть основных производственных фондов (станки, оборудование), а также принять ряд других мер.

В то же время Беларусь не может позволить себе уменьшить ставку НДС, как это сейчас обсуждается в России, заявила начальник главного управления международного налогового сотрудничества МНС Алла СУНДУКОВА. Минэкономики РФ предложило снизить НДС с 18% до 12% с 2010 г. Россияне могут это сделать, т.к. у них иная структура формирования бюджета.

«Российский бюджет в значительной степени наполняется за счет налога на добычу полезных ископаемых. Его объем в структуре всех поступлений сопоставим с НДС. Еще один значительный источник — экспортная пошлина», — пояснила она.

Снизив НДС, россияне лишь перебросят налоговую нагрузку на другие отрасли, не допустив дыр в бюджете. Увы, Беларусь, не имея серьезных альтернативных поступлений, вынуждена быть более сдержанной в снижении налогового бремени. В то же время, к примеру, стоит задача к 2010 г. уйти от взимания оборотных налогов. Снижение нагрузки продолжится и по другим направлениям.

Александр ГЕРАСИМЕНКО