$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Деньги есть – желающих нет

04.04.2008

Малый бизнес нуждается в деньгах, однако получать финансовую помощь от государства не стремится из-за сложного механизма выделения бюджетных средств. Нужна ли в нынешнем виде такая поддержка бизнесу и не лучше ли, если бы этим занялись банки, а не органы госуправления, обсуждали участники заседания Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь на минувшей неделе.

Механизм финансовой поддержки нужно менять, считает председатель правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктор Бабарико. Даже те незначительные суммы, которые выделяет государство, не выбираются. По его данным, в 2007 г. финансовую поддержку в областях получило ограниченное количество предприятий. Например, в Гомельской области — 8, а в Минской области и столице — и вовсе по одному. Любопытно, что в Витебской области сумма в размере 25 млн. Br была распределена среди 45 (!) предприятий, т. е. в среднем по 200 тыс. Br. В 2008 г. на поддержку малого и среднего бизнеса предусмотрено выделить 193 млн. Br из республиканского бюджета и около 1,9 млрд. — из местных. Это крайне мало, считает В.Бабарико.

По его мнению, проблема не в том, что местные власти не хотят поддерживать бизнес, или в отсутствии предприятий, нуждающихся в средствах. Потребность в деньгах у малого и среднего бизнеса есть. Причина в сложностях получения господдержки через местные бюджеты. Для этого нужно пройти множество инстанций: бюджетные комиссии облисполкома или горисполкома, местное казначейство, финансовое управление и т. д. Такая система, во-первых, налагает слишком большую ответственность на чиновников за предоставление средств, и те в свою очередь стремятся «перестраховываться». Во-вторых, ни специалисты местных органов власти, как бы они ни были хорошо подготовлены, ни кредитные работники не могут знать потребности предприятий, анализировать бизнес-планы так, как это делают работники банков, полагает В.Бабарико. Да и выделяемые незначительные суммы неинтересны субъектам хозяйствования.

Коль уж государство решило оказывать поддержку малому бизнесу, условия ее получения должны быть привлекательнее, чем в целом на финансовом рынке: проще и дешевле, считает председатель правления Белгазпромбанка. Например, если у банков ставка по кредитам 16%, то государству хватило бы 10% и без волокиты. Облисполкомы не должны обладать правом давать оценку финансовым планам предприятий-заемщиков. Вариантом может быть создание в банках малых кредитных комитетов с возложением на них этих функций. В таких комитетах также должны участвовать представители местных органов власти, чтобы отслеживать только основные параметры финансовых планов предприятий.

В.Бабарико также предложил расширить перечень банков, участвующих в обслуживании линий финансовой поддержки предпринимателей, за счет тех, кто ориентируется на малый и средний бизнес. Выделяемые же на поддержку малого предпринимательства средства необходимо направлять на создание инфраструктуры финансирования — гарантийные и венчурные фонды и т. п. Роль государства должна ограничиваться контролем за целевым использованием выделенных средств и соблюдением маржи, чтобы сделать финансовую поддержку удобной для бизнеса.

По мнению директора департамента по предпринимательству Минэкономики Александра Лихачевского, прошлый год в плане финансовой поддержки малого бизнеса не показателен. После выхода Указа от 28.03.2006 № 182, определившего порядок оказания господдержки юрлицам и ИП, число желающих значительно сократилось, отметил он. Многих отпугнули условия получения госсредств в обмен на долю в уставном фонде. Понятно, что не каждый бизнесмен на это пойдет. В итоге число желающих принять деньги резко поубавилось.

В Указ № 182 не раз уже вносились изменения. Так, согласно Указу от 7.06.2007 № 266 государство уже не требует долю в бизнесе тех, кто получает поддержку за счет республиканского и местных бюджетов в рамках программ господдержки малого предпринимательства. Однако пока этот механизм еще не отлажен, время ушло, отметил А.Лихачевский.

То, что процедура получения средств из местных бюджетов длительная и громоздкая, подтвердил и начальник управления предпринимательства Мингорисполкома Александр Калиновский. По его словам, на это уходит до шести месяцев с момента обращения предпринимателя за поддержкой. Когда после выхода Указа № 182 желающих получить финансовую поддержку практически не осталось, Мингорисполком направил из своего резервного фонда около 2 млрд. Br в Белинвестбанк, акционером которого является, для кредитования малого бизнеса. «Ставка равнялась 5% плюс несколько процентов маржи банка. Правда, потом у Комитета госконтроля возникли сомнения насчет столь низкой ставки, ведь в другом банке могли дать 12%. Проверяющих удалось убедить, что бюджет от этого не пострадал, а наоборот пополнился за счет открытия новых производств», — отметил А.Калиновский. Он согласился с участниками заседания, что финансовую поддержку должны оказывать все же специализированные учреждения, прежде всего банки. У них это получится быстрее и качественнее.

Представители бизнеса считают, что мытарств при получении средств от государства не было бы, если их выделять по общей финансовой процедуре, как у банков. Сейчас же у облисполкомов свои требования, которые существенно отличаются от банковских.

Впрочем, сложности возникают и после получения средств. Одной из них является отчетность по расходованию средств. «Шаг влево, шаг вправо от бизнес-плана — и государство вправе потребовать свои деньги обратно, несмотря на то что они уже находятся в обороте», — отметил гендиректор ЗАО «Борисовдетспецпродукт» Виктор Хиневич. Господдержка через исполкомы — это тупик, такую практику надо исключить, полагает он.

В ближайшее время Совет по развитию предпринимательства планирует обобщить предложения представителей бизнеса и направить их в правительство. Однако все уверены, что нынешний механизм господдержки малого предпринимательства надо менять.

Дмитрий ЕРМАК