Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДЕНЬГИ ДЛЯ СЕЛА

Подходы правительства к финансированию агропромышленного комплекса в будущем году обсуждались на заседании комиссии по аграрным вопросам Палаты представителей. Как отметил заместитель министра финансов Беларуси Александр Курлыпо, при формировании бюджета в области аграрного сектора специалисты руководствовались государственной программой возрождения и развития села. В 2006 г. на ее реализацию необходимо направить из госказны 2 трлн. 361 млрд. руб...
Подходы правительства к финансированию агропромышленного комплекса в будущем году обсуждались на  заседании комиссии по аграрным вопросам Палаты представителей. Как отметил заместитель министра финансов Беларуси Александр Курлыпо, при формировании бюджета в области аграрного сектора специалисты руководствовались государственной программой возрождения и развития села. В 2006 г. на ее реализацию необходимо направить из госказны 2 трлн. 361 млрд. руб.

Цифра, безусловно, впечатляет. Но не будем забывать, что сельское хозяйство у нас - приоритетная отрасль. Однако, как выяснилось, даже такая впечатляющая сумма не позволяет профинансировать все необходимые направления АПК. Так, депутатов беспокоило, насколько обеспечены средствами государственные целевые программы. Оказывается, аграрии смогут полностью "закрыть" ряд важных программ - развития плодоводства, сохранения и использования мелиорированных земель, создания сельхозтехники и оборудования для производства и переработки сельхозпродукции и программу "Фитопрепараты".

Проблемным вопросом обозначилось на обсуждении исполнение гарантий правительства по погашению кредитов, которые выдавали отечественные банки в соответствии с указами Президента и решениями Совета Министров. Эксперты отмечают: банки соглашаются с властями без особого энтузиазма, поскольку это ухудшает их балансы, и в случае проявления кризисных моментов в экономике они могут оказаться в состоянии банкротства. Гарант же нередко затягивает исполнение обязательств. В этом году бюджет рассчитался лишь частично с Белагропромбанком и Приорбанком. Остальные ждут, когда государство отыщет необходимые средства.

Вот и на следующий год Минфин хотел бы выделить на эти цели 100млрд. руб. А сумма таких платежей, срок которых наступает в 2006г., приближается к 240 млрд. руб. Минсельхозпрод же предлагает и вовсе лишь 38,2 млрд. руб., или 16% от потребности. Подобная ситуация складывается и по средствам на исполнение обязательств облисполкомов.

Сколько денег необходимо аграрному комплексу? По данным главного финансового ведомства страны, общий объем средств вот уже на протяжении нескольких лет составляет довольно постоянную величину в 11-12% от консолидированного бюджета. Так, в 2005 г. это будет в долларовом выражении 1млрд. 177 млн. USD. Причем, подчеркнул А.Курлыпо, в рамках переговоров со Всемирной торговой организацией пока что закладывается гораздо меньшая сумма - 504,2 млн. USD. Отметим, что поскольку в ближайшее время Беларусь в ВТО едва ли вступит, то такие жесткие ограничения нашему селу не грозят.

В следующем году предполагается обеспечить финансирование сельского хозяйства исходя из 175 USD на один гектар, тогда как в этом году данный показатель будет на уровне 155 USD. Однако Министерство финансов беспокоит снижение окупаемости средств. Если в 2000 г. на один бюджетный рубль было получено 3,5 руб. выручки, то по итогам нынешнего года ожидается лишь около двух рублей.

С такими расчетами не согласилась начальник главного управления экономики Минсельхозпрода Анна Андриевич. Она выразила сомнение, что эти 155 USD напрямую пошли сельчанам, напомнив, что "почти 60% средств фонда поддержки производителей сельхозпродукции направляются в промышленность - производителям сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений".

По словам А.Андриевич, необходимо напрямую выделить сельхозорганизациям 1 трлн. 110 млрд. руб., которые пойдут в том числе и на надбавки к закупочным ценам. Это позволит "обеспечить рентабельность на уровне 15% при производстве молока, свинины и мяса птицы, а также выйти на нулевую рентабельность в производстве говядины, которая сегодня составляет минус 34%".

А.Курлыпо также остановился на особенностях формирования проекта бюджета по селу на следующий год. Поскольку доходы фонда поддержки производителей сельхозпродукции, по предварительным расчетам, составят 1 трлн. 906 млрд. руб., а расходы, определенные в госпрограмме возрождения и развития села, запланированы в размере 1 трлн. 534 млрд. руб., то предусматривается создать в рамках фонда финансовый резерв в размере 372 млрд. руб., который будет распределяться по решению главы государства.

Передается из республиканского бюджета в местные финансирование мероприятий по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС (а это внесение минеральных удобрений, известковых материалов и т.д.). Впервые за последние годы в соответствии с решением правительства в проекте бюджета предусмотрены 15 млрд. руб. на производство торфоорганических удобрений. В связи с изменением с 2006 г. порядка налогообложения реализуемого автомобильного топлива в бюджете на следующий год запланировано 48,2 млрд. руб. для возмещения затрат на приобретенное топливо производителям сельхозпродукции. Появилась еще одна особенность финансирования сельского хозяйства из местных бюджетов - отмена налога на приобретение бензина и дизельного топлива и соответственно введение субвенций из республиканского бюджета в сумме 287,4 млрд. руб.

Итак, в рамках фонда поддержки производителей сельхозпродукции создается финансовый резерв. Но вот подходы по распределению этой суммы у Минфина и Минсельхозпрода разные. Финансисты предлагают выделить из этого резерва 157,5 млрд. руб. на создание в 2006 г. дополнительной инфраструктуры агрогородков и не менее 100 млрд. руб. (об этом уже говорилось выше) - на исполнение гарантий правительства по погашению льготных кредитов. Отраслевики же считают необходимым направить эти средства на погашение кредитов, полученных организациями хлебопродуктов под гарантии правительства и облисполкомов, и задолженности по товарным кредитам, выданным в 2001 г. на нефтепродукты, а также на стимулирование производства бобовых культур для замещения импортной сои при производстве комбикормов.

Каким будет окончательное решение, станет известно позже. Ведь проект бюджета-2006 в парламент пока что не поступил, отдельные положения и подходы этого документа еще могут в ходе согласования измениться.