$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Денежный механизм работает на стабильный экономический рост

09.01.2007

Монетарный сектор — это неотъемлемый элемент общей экономической системы государства, который, играя активную роль в товарно-денежных отношениях, обеспечивает движение, оптимизацию и эмиссию денежных средств для производства и обмена товаров и услуг. Соответственно, механизм монетарной политики необходимо, во-первых, также рассматривать как часть общего экономического механизма, обеспечивающего стабильное расширенное воспроизводство. Во-вторых, учитывая многогранность экономических процессов, целесообразно анализировать и использовать разнообразие каналов влияния монетарной политики на экономику.

Цели и ориентиры денежного механизма

В Национальном банке РБ на практике учитывается ряд каналов денежного механизма. При этом последний, обеспечивая монетарными методами рост экономики, ориентирован прежде всего на ограничение инфляции, которое выступает одним из принципиальных условий выполнения прогнозируемых социально-экономических показателей.

Приоритетность именно этой цели обусловлена прежде всего тем, что монетарные инструменты, непосредственно регулирующие цену и объем денег, оперативнее воздействуют на элементы совокупного (платежеспособного) спроса предприятий и населения и, соответственно, на товарные цены. Совокупное предложение товаров и услуг, как вторая часть баланса спроса и предложения, реагирует на монетарные действия с более длительным временным лагом и в принципе в ином масштабе.

Положительный эффект от происходящего снижения инфляции и стабильности обменного курса белорусского рубля ощущается сегодня и предприятиями, и гражданами, и банковской системой. Поэтому на 2007 г. конечной целью денежно-кредитной политики определено ограничение с помощью монетарных инструментов, в совокупности безусловно с мерами экономической политики, темпов инфляции на уровне 6-8%.

При этом, учитывая многофакторность инфляции и возможности воздействия на нее монетарными инструментами, для достижения поставленной конечной цели используется система промежуточных (монетарных) ориентиров — номинальный обменный курс белорусского рубля и показатель активной денежной массы — денежный агрегат М1.

В условиях открытой экономики, где доля внешней торговли во всем экономическом обороте велика, динамика обменного курса имеет существенное значение для регулирования внутренних цен. Соответственно Национальный банк, как и центральные банки целого ряда стран, применяет курсовую политику в качестве одного из основных каналов достижения цели по сдерживанию инфляции. Так, использование обменного курса белорусского рубля к российскому рублю как монетарного ориентира обусловлено тем, что Россия является основным внешнеторговым партнером Беларуси, доля которого во внешнеторговом обороте товаров и услуг составляет около 50%. Целесообразность же рассмотрения обменного курса белорусского рубля к доллару США в данном качестве определяется высокой долей USD в расчетах по внешнеторговым операциям и на внутреннем валютном рынке, а также в структуре валютных сбережений населения.

Использование показателя активной рублевой денежной массы, представленной высоколиквидными денежными средствами предприятий и населения, в качестве монетарного ориентира обусловлено его существенным влиянием на формирование совокупного спроса на товары и услуги и, соответственно, на общие товарно-денежные пропорции.

Следовательно, определяющими в механизме монетарных расчетов и анализа выступают два взаимосвязанных блока: (1) баланс на валютном рынке — между предложением иностранной валюты, спросом на иностранную валюту (который сопряжен с денежным предложением в национальной валюте) и обменным курсом; (2) баланс между денежным предложением (денежный агрегат М1), спросом экономики на деньги, а также ценами на товары и услуги.

При этом контролируется, чтобы динамика реального курса национальной валюты не вступала в противоречие с целью обеспечения устойчивости платежного баланса страны. Производится также прогноз монетарных балансов, включая параметры денежной эмиссии, определяются тенденции в процентной политике и масштабы привлечения ресурсов банков.

В результате монетарных и общеэкономических расчетов в 2007 г. курс белорусского рубля к доллару США прогнозируется в коридоре значений плюс/минус 2,5%. Вместе с тем с учетом тенденций на мировых рынках и взаимных изменений курсов российского рубля и доллара США коридор колебаний номинального обменного курса к российскому рублю сложится в более широком диапазоне — плюс/минус 4%.

В прогнозных условиях 2007 г. предельное увеличение реального эффективного курса относительно 2006 г., не приводящее к формированию нежелательных последствий для внешней торговли и экономического роста, оценивается на уровне 4%. Для этого учитывались некурсовые или базовые технологические факторы конкурентоспособности экономики и прежде всего предусматриваемое снижение материалоемкости производства и налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики.

Кроме того, для достижения цели по снижению инфляции с учетом прогнозируемого роста спроса экономики на деньги, обеспечивающие проведение расчетов за товары и услуги, активная рублевая денежная масса в 2007 г. может увеличиться на 20-25%.

Инструменты монетарного регулирования

Для достижения поставленных целей и монетарных ориентиров центральные банки, в том числе и Национальный банк РБ, используют комплекс инструментов монетарного регулирования. Принципиальная функциональная структура данных инструментов представляется в виде набора операционных, нормативных и организационных элементов. Среди них операции являются одной из наиболее значимых групп инструментов — наряду с двумя другими — нормативными (правила, экономические нормативы деятельности банков, формы учета и отчетности и т. п.) и организационными (например, регистрация банков, выдача лицензий, проверки, учредительская деятельность).

В совокупности можно отметить, что используемые методы и денежно-кредитные инструменты учитывают многообразие влияния монетарной политики на экономические процессы. Для этого они применяются в составе комплексной технологии (в рамках взаимодействия прежде всего с министерствами экономики и финансов), которая начинается с разработки долгосрочных, среднесрочных, ежегодных и квартальных согласованных экономических и монетарных программ и прогнозов, далее включает ежемесячные прогнозы монетарных ориентиров, краткосрочные пассивные и активные прогнозы бюджетов ликвидности банковской системы и завершается проведением согласованных рублевых и инвалютных операций Национального банка.

При этом достижение конечной цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции предполагает дальнейшую активизацию роли процентной ставки как ценового инструмента денежно-кредитной политики и соответственно процентного канала монетарного механизма. Это позволит постепенно развивать управление ценой денег в экономике и тем самым повысить роль ставки рефинансирования в качестве средства и сигнала проводимой монетарной политики с точки зрения ужесточения либо смягчения условий функционирования денежного рынка. Прогнозируется, что ставка рефинансирования к концу 2007 г. составит 7-9% годовых.

Общая динамика ставок по конкретным операциям центрального банка страны будет определяться ставкой рефинансирования, а границы их коридора формироваться ставками постоянно доступных для банков инструментов — кредитов овернайт и депозитов в Национальном банке.

Кроме того, основной тактической задачей Национального банка на денежном рынке рассматривается регулирование ставки однодневного межбанковского рынка в национальной валюте, на котором осуществляется определяющий объем операций. Пределы колебаний ставок межбанковского кредитного рынка, формируемые постоянно доступными инструментами Национального банка, предусматривается сузить, и разница между ставкой овернайт и ставкой по депозитам может составить 9-11 процентных пунктов. В настоящее время эта разница составляет 13 процентных пунктов.

Ставки по операциям Национального банка (ломбардный кредит и однодневный расчетный кредит под залог ценных бумаг, покупка-продажа государственных ценных бумаг, в том числе на срок (РЕПО), покупка иностранной валюты на срок (СВОП), прием средств в депозиты, выпуск собственных ценных бумаг) будут обеспечивать движение ставки однодневного межбанковского рынка в национальной валюте в необходимом диапазоне (коридоре), а также сглаживать ее ежедневные колебания.

При этом, основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы выступят регулярные аукционные операции. Они направлены на снижение колебаний межбанковских ставок, повышение стабильности внутреннего денежного рынка, формирование ориентиров доходности и на этой основе — на уменьшение рыночных рисков. В данном процентном механизме ставка рефинансирования определит минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям ограничения ликвидности.

Вместе с тем сохранится возможность поддержки ликвидности банков на неаукционной основе, в том числе за счет увеличения совокупного лимита кредита овернайт.

Важным аспектом денежно-кредитной политики рассматривается информирование о совершаемых и планируемых операциях, обязательном резервировании, динамике и факторах ликвидности банковской системы, способствующее повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики, увеличению прозрачности деятельности Национального банка.

Необходимо подчеркнуть, что сохранится базовый принцип процентной политики — поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики. Обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте нацелено на ограничение инфляционных и девальвационных процессов, а повышение доступности кредитных ресурсов будет выступать в качестве одного из стимулов экономического роста.

Последовательная реализация отмеченного принципа должна обеспечить существенный прирост вкладов, прежде всего в национальной валюте. Прирост всех депозитов физических лиц в банках в 2007 г. составит порядка 1,7-2 трлн. руб. в эквиваленте, в том числе 1,4-1,6 трлн. — это вклады в национальной валюте. При этом их увеличение должно осуществляться в первую очередь за счет роста доли долгосрочных депозитов и расширения перечня банковских операций и услуг, повышения их качества.

Кроме того, объем депозитов субъектов хозяйствования в банках к концу 2007 г. возрастет, по оценкам, на 1,1-1,3 трлн. руб. в эквиваленте, в том числе за счет роста депозитов непосредственно в белорусских рублях на 0,8-1 трлн. белорусских рублей. Основными экономическими факторами их роста станут увеличение объемов реализации продукции, повышение доли выручки, оплаченной денежными средствами, а также увеличение рентабельности и снижение налоговой нагрузки.

Ресурсы банков и приоритеты кредитования

Рост депозитов предприятий и населения станет важным фактором расширения ресурсной базы белорусских банков, являющейся источником для кредитования нашей экономики. Еще одним источником ее роста явится увеличение собственного капитала банков. Прирост собственного капитала за счет всех источников в 2007 г. оценивается в размере 18-19%. В результате ресурсная база банков в 2007 г. увеличится на 20-24%. Такое опережающее по сравнению с темпами роста экономики увеличение пассивов и соответственно активов банковского сектора позволит увеличить их отношение к ВВП на конец 2007 г. до 36-38% примерно с 35,7% в настоящее время.

При прогнозируемом росте депозитов требования банков к экономике (т. е. кредиты, лизинг, факторинг и другие) увеличатся на 21 — 24%, что позволит обеспечить ее необходимую финансовую поддержку. Их величина по отношению к ВВП на конец 2007 г. может достигнуть 26 — 27% против 25% в настоящее время.

Приоритетным направлением останется кредитование банками экспортно-ориентированных организаций, организаций агропромышленного комплекса, а также жилищного строительства. Дальнейшее развитие получит потребительское кредитование, которое имеет под собой прочную основу. В первую очередь это связано с устойчивым экономическим ростом, повышением денежных доходов граждан, их уверенностью в будущем стабильном материальном положении. Кроме того, изменилось отношение населения к кредитованию.

Особо важным является то, что такие высокие темпы развития банковской системы и кредитования ею экономики не сопровождаются ухудшением качественных характеристик работы банковской системы. Так, ожидаемая доля проблемной задолженности клиентов и банков по кредитным операциям не превысит 2%, что полностью соответствует международным критериям. Продолжится положительная тенденция к увеличению рентабельности работы банков.

Таким образом, в 2007 г. функционирование механизма монетарной политики будет обеспечиваться прежде всего на основе принципов, подходов и технологий, положительно зарекомендовавших себя в последние годы. Его характерными особенностями станут интегрированность монетарной политики в систему общей экономической политики государства, достаточно четкая иерархия промежуточных и операционных ориентиров, на практике продемонстрировавших свою способность обеспечивать достижение конечной цели по снижению инфляции. Использование и расширение совокупности каналов взаимосвязи монетарной политики с экономическими процессами, а также совершенствование инструментов денежно-кредитного регулирования являются важной предпосылкой действенного влияния монетарного механизма на динамику экономического роста. Эффективному функционированию денежного механизма будут способствовать прозрачность монетарной политики для общественности, согласованность действий Национального банка и органов Правительства Республики Беларусь, направленных на реализацию задач социально-экономического развития на 2007 год.
 
Начальник Главного управления монетарной политики и экономического анализа
Национального банка Республики Беларусь Александр ЛОБАНОВ

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях