$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бюджет

Денег мало, а эффективных проектов – еще меньше

08.07.2016

Под занавес весенней сессии обе палаты Национального собрания утвердили отчет об исполнении республиканского бюджета за 2015 год. Об эффективности использования государственных средств парламентариям рассказала заместитель председателя Комитета государственного контроля Раиса САВРИЦКАЯ.

В прошлом году наполнение бюджета было достаточно напряженным. В казну поступило доходов на сумму 167,2 трлн. Br, тогда как расходы составили 152,1 трлн. Br, а профицит – 1,7% к ВВП (здесь и далее – суммы до деноминации). Сложности были вызваны не только общей ситуацией в экономике, но и стремлением некоторых субъектов хозяйствования минимизировать налоговые платежи, причем не всегда законным путем.

Контролирующими органами в 2015 г. была пресечена деятельность 15 преступных групп, организовавших регистрацию и функционирование 222 лжепред­при­нимательских структур, сообщила Р.Саврицкая. Ущерб от их деятельности достиг 621 млрд. Br.

В КГК надеются, что кардинально повлиять на ситуацию поможет Указ от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов», согласно которому субъектам хозяйствования предлагается добровольно исполнять предписания органа финансовых рас­следований по доплате налогов в случае выявления факта сотрудничества с лжепредпринимательскими структурами. Это должно сделать услуги «однодневок» экономически невыгодными и уменьшить количество внеплановых проверок.

Есть проблемы и с поступлением неналоговых доходов. Например, 72 организации, под­чиненные Национальной академии наук, получив 270 млрд. Br арендной платы, не внесли в бюджет за 2013–2015 гг. почти 1/3 этой суммы. Кроме того, существенно (почти на 20%) выросла задолженность плательщиков по налогам и таможенным платежам. На 1 января т.г. она составила 2,6 трлн. Br, в т.ч. по платежам, контролируемым налоговыми органами, – 564 млрд. Br, что в 3 раза больше, чем год назад. Задолженность субъектов хозяйствования, находящихся в процессе ликвидации, составила 6,7 трлн. Br.

Расходы республиканского бюджета профинансированы почти на 98% к уточненному плану, однако ни по одному из 10 разделов функциональной клас­сификации они не были исполнены в полном объеме. При этом объем дебиторской задолженности, в т.ч. просроченной, свидетельствует о скрытом субсидировании бюд­жетом отдельных организаций. Например, в Белорусском инновационном фонде просроченная задолженность, накопившаяся в 2009–2011 гг. по шести должникам, превысила 16 млрд. Br. Впрочем, полную картину подобных долгов даже невозможно оценить, поскольку статотчетность по ней не предусмотрена. Общая дебиторская задолженность по средствам республиканского бюджета на начало 2016 г. составляла 3,3 трлн. Br (более всего – в Минобороны и Минздраве) и превысила кредиторскую в 10 раз.

В 2015 г. реальному сектору экономики была выделена государственная поддержка на сумму 25,3 трлн. Br, что в 2,2 раза больше, чем годом ранее. В прошлом году ее получили 2095 организаций, причем 56% из них не обеспечили условия оказания господдержки. К тому же просроченная задолженность по бюджетным ссудам, займам и гарантийным платежам выросла за год в 3 раза, превысив 2,8 трлн. Br.

В текущем году порядок предоставления господдержки изменился: она будет оказываться на конкурсной основе в рамках госпрограмм для реализации инвестпроектов. В соответствии с Указом от 23.03.2016 № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» в случае выявления контролирующими органами фактов нарушения порядка выдачи, незаконного получения или нецелевого использования господдержки ее действие будет прекращаться, а виновные – привлекаться к ответственности.

В прошлом году удельный вес финансирования программ в общих расходах бюджета снизился на 1,6 п.п. до 15,5%, а их сумма достигла 23,5 трлн. Br. При этом КГК были выявлены факты неэффективного и незаконного использования этих средств. Например, в 2011–2015 гг. выполнялись 24 государственные научно-технические программы на сумму почти 3 трлн. Br, из них 1,7 трлн. – из республиканского бюджета. В ходе мониторинга выявлено, что по 55 заданиям в рамках 10 про­грамм не выполнены в срок сводные планы выпуска вновь освоенной продукции. В результате сумма неэффективно использованных средств, подлежащая воз­врату в бюджет, составила 31,5 млрд. Br.

Контролеров беспокоит, что из средств, выделенных из республиканского бюджета на финансирование региональных научно-технических про­грамм инновационного развития об­ластей, фак­тически использовано только 68%. При этом Брест­ским, Гомельским и Могилевским облисполкомами такие средства из республиканского бюджета вообще не были вос­требованы, а Миноблисполком освоил лишь 2% выделенных денег. Причина во всех случаях одна – отсутствие значимых инновационных проектов. КГК считает, что следует рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего софинансирования таких программ из республиканского бюджета.

Автор публикации: Анна Федорова