Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Актуальное
11.07.2014 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗАКОНА©

Завтра, 12 июля, исполняется ровно год со дня принятия нового Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Что изменилось за это время и ощутили ли какие-либо перемены бухгалтеры?

Точка зрения

Завтра, 12 июля, исполняется ровно год со дня принятия нового Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Что изменилось за это время и ощутили ли какие-либо перемены бухгалтеры?

Александр ГОЛЬДБЕРГ, председатель

Минского столичного клуба бухгалтеров

Основное из главных новшеств Закона — правовое закрепление применения в Беларуси Международных стандартов финансовой отчетности (МФСО). Начиная с 2016 г. будут обязаны составлять годовую отчетность в соответствии с МФСО общественно значимые организации — открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, страховые организации, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Также изменены положения методологии бухгалтерского учета в части учетной оценки, учетной политики, отчетности. Введение понятия учетной оценки — тоже новшество, которое подразумевает разграничение оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации, применяемой в бухгалтерском учете и отчетности, от других оценок. Законом вводится изменение порядка бухгалтерского учета курсовых разниц: выданные займы должны переоцениваться в обязательном порядке, выданные и полученные авансы переоцениваться не должны.

Введены новые квалификационные требования к главным бухгалтерам как общественно значимых организаций, так и иных организаций. Первые должны соответствовать таким требованиям, как наличие высшего образования, стажа работы по этой специальности не менее 5 лет, отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также наличие с 1 января 2017 г. сертификата профессионального бухгалтера. Главным бухгалтером остальных организаций может стать лицо с высшим или средним специальным образованием соответствующего профиля и со стажем работы по специальности три года. Эти требования распространяются на лиц, вновь назначаемых с 1 января 2014 г.

Согласно Закону руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе лично вести бухгалтерский учет и составлять отчетность, если отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру. Если руководители данных организаций не отвечают данным требованиям, им необходимо принять на работу главного бухгалтера, соответствующего требованиям Закона, либо передать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим такие услуги.

Как же повлияли эти нормы за год на бухгалтерский учет в стране и профессиональную деятельность учетных работников?

Судя по результатам опроса членов Клуба бухгалтеров Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, многие просто «не заметили» вступления в силу нового Закона. Они руководствуются прежде всего Налоговым кодексом и в основном озабочены очередными изменениями и дополнениями налогового законодательства и своей текущей работой. Нормы Закона замечают лишь при трудоустройстве, да и то редко. Например, молодая женщина, не имеющая трехлетнего стажа в должности главного бухгалтера, решила перейти на аналогичную должность в другую организацию, однако сделать этого не смогла, поскольку не соответствует квалификационным требованиям. Но такие случаи встречаются нечасто, а главные бухгалтеры общественно значимых организаций пока вообще могут не беспокоиться, как минимум, до конца этого года.

Между тем хочется увидеть изменения в нормативно-правовой базе бухучета. Очевидно, что этот процесс будет происходить постепенно. Сначала нужно привести в соответствие с новым законом действующие нормативные правовые акты. В дальнейшем постановлениями Министерства финансов будут утверждаться национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, содержащие требования к признанию, классификации и учетной оценке активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации. Применение в республике МСФО будет вводиться в действие после того, как правительство совместно с Нацбанком примет положение о порядке применения МСФО. Правда, прошел уже год, но ни одного документа по внедрению стандартов бухучета и отчетности пока на горизонте не видно. Понятно, что это очень масштабная работа, но ее первые шаги уже должны быть видны.

Пока же бухгалтеров беспокоят гораздо более простые вопросы, которые, вероятно, можно было решить. Так, согласно ст. 10 Закона первичные учетные документы, подтверждающие выполнение некоторых видов работ и услуг, можно составлять в одностороннем порядке, определенном Минфином, при условии, что такой порядок оформления предусмотрен договором, заключенном в письменной форме. К сожалению, перечень работ и услуг, по которым можно в одностороннем порядке составлять первичные учетные документы, до сих пор не сформирован. А потому данной нормой, которая должна несколько упростить документооборот, воспользоваться нельзя.

Кроме того, Законом предусмотрено изменение порядка бухгалтерского учета курсовых разниц. Однако поскольку Декрет Президента от 30.06.2000 № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете» не отменен, то он и продолжает действовать, а нормы ст. 12 Закона, в частности, касающиеся пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости выданных и полученных авансах, не работают. Между тем по мере плавной девальвации национальной валюты по таким суммам продолжают накапливаться курсовые разницы, существенно влияющие на финансовые результаты организаций.

Конечно, Закон № 57-З позволил приблизить белорусский бухучет к МСФО. Но только «позволил», а не приблизил, поскольку этот документ носит в основном рамочный характер. Он обозначает направление развития, но, к сожалению, заметных действий сегодня не видно. Нет ни одной инструкции, за исключением Национального стандарта «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 № 80. И если составление отчетности по МСФО запланировано лишь с 2016 г., то вести бухучет и составлять отчетность по отечественным правилам нужно сейчас.

Поэтому заинтересованным министерствам и ведомствам необходимо как можно быстрее разработать нормативные документы и Инструкции, согласовать их с бизнес-сообществами и после этого придать им юридическую силу. К тому же много времени уйдет на их освоение.
 
 

Новый Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности», вступивший в силу с 1.01.2014 г., содержит ряд новых терминов и определений. Частично изменились критерии проведения обязательного аудита, требований к аудиторским организациям, их правам, обязанностям и ответственности. О том, что изменилось на рынке аудита, рассказывает партнер аудиторской компании KPMG Ирина ВЕРЕЩАГИНА.

С момента принятия нового Закона прошло не так много времени, особенно учитывая, что вступил он в силу только с 1 января 2014 г. Могу сказать, что для нашей компании пока изменилось немногое. Нашими клиентами по-прежнему являются достаточно крупные и средние компании, финансовые, страховые и лизинговые организации, для которых увеличение порога выручки для проведения обязательного аудита с 600 тыс. до 5 млн. EUR не было актуальным. Кроме того, все-таки основной услугой, которую мы оказываем в сфере аудита, является проверка достоверности отчетности по МСФО или по национальным правилам — для целей консолидации в отчетность по МСФО. Приятно также видеть, что сейчас все больше становится компаний, которые проводят аудиторские проверки добровольно, для собственников, для руководства, для подтверждения того, что цифрам и результатам деятельности компании, как в международной, так и в локальной отчетности, действительно можно доверять. Однако это связано с общим состоянием экономики и направления развития бизнеса в республике.

Изменение минимального количества аттестованных аудиторов в штате компании до 5 человек, наличие информации в сети Интернет и 2 аттестованных аудиторов, имеющих специальную подготовку в области МСФО, также не вызывает трудностей у крупных компаний, в т.ч. у КПМГ. На мой взгляд, эти требования вполне обоснованы и вытекают из увеличения порога для обязательности аудиторских проверок и обязательности аудита отчетности по МСФО.

Неоднозначно, с моей точки зрения, является норма об обязательном осуществлении аудиторской деятельности и оказании профессиональных услуг только штатными сотрудниками аудиторской организации. Хотя эта норма и не нова (ранее она значилась в числе специальных лицензионных требований), она накладывает определенные ограничения — мы не вправе привлечь субподрядчиков, не являющихся экспертами ни для проведения аудита, ни для прочих услуг. Для международных аудиторских компаний это может создавать определенные трудности, потому что в последнее время получает распространение практика передачи части аудиторских процедур в специально созданные центры, выполняющие стандартные аудиторские тесты для офисов из ряда стран. Для белорусских аудиторских компаний все процедуры должны выполняться штатными сотрудниками.

В целом же я очень позитивно оцениваю последние изменения в законодательстве и о бухгалтерском учете, и об аудиторской деятельности. Сближение с международными нормами и практиками позволит нам обеспечить понимание и уверенность иностранных инвесторов и использовать лучшие мировые практики для оценки результатов деятельности белорусских компаний и организаций.

 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by