Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стратегические ресурсы белорусской экономики

Фото: neg.by

Первое воскресенье сентября – профессиональный праздник работников нефтяной, газовой и топливной промышленности – всех тех, кому белорусы обязаны светом и теплом в своих домах, топливом в баках автомобилей, работой станков и производственных линий на предприятиях.

Специально к этой дате мы подготовили аналитический обзор, посвященный труду специалистов отрасли.

Критический импорт

По данным статистики, основным источником формирования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) является импорт, который не только позволяет стране удовлетворять свои потребности, но и произвести товары, поставляемые на экспорт. Так, по итогам 2020 г. объем собственного производства (добычи) ТЭР на территории Беларуси составил 6,3 млн т условного топлива (т.у.т.) (в угольном эквиваленте), что составляет лишь 17% от объема валового потребления за данный период (37 млн т.у.т.). В то же время объем импорта достиг 46,5 млн т.у.т., что позволило не только удовлетворить внутренние потребности страны, но и продать часть ТЭР за рубеж в объеме 15,4 млн т у. т. Таким образом, Беларусь остается страной, благополучие которой напрямую зависит от объема и условий поставки энергоносителей.

Более 95% импортируемого топлива приходится на нефть и природный газ с объемами покупки 16 млн т и 18,8 млн куб. м соответственно (данные 2020 г.). Как свидетельствуют цифры топливно-энергетического баланса, Беларусь не может обеспечить себя данными видами топлива за счет ресурсов, добываемых на территории самой страны, из-за чего данные позиции приобретают важнейшее, можно даже сказать критическое значение для белорусской экономики. Однако энергетический кризис РБ не грозит – в текущих условиях страна не только сохранила оговоренный объем поставок энергоносителей, но и использовала сложившуюся конъюнктуру для получения более выгодных условий поставок.

Хоть немного, зато свое

Несмотря на то, что доля собственного производства (добычи), как мы отметили выше, остается небольшой, Беларусь придает большое значение использованию местных видов топлива. С 2015 по 2020 год доля добываемых внутри страны видов топлива в структуре потребления выросла более чем на 3 процентных пункта.

Структура добычи внутри страны (по весу условного топлива) из года в год остается устойчивой, изменение соотношения различных видов топлива невелико. Согласно последним статистическим данным, 38,5% всех топливно-энергетических ресурсов, добываемых внутри страны, – это нефть. В 2020 г. данный объем составил 1710 тыс. т, в 2021 г. – 1730 тыс. т., а ожидаемый объем добычи в 2022 г. – 1800 тыс. т.

Следует отметить, что 45,4% в общем объеме добычи приходится на возобновляемые ресурсы, так что белорусская экономика могла бы претендовать на «зеленый» статус, если бы не высокая доля «грязных» источников энергии в структуре импорта. Основной позицией в составе возобновляемых источников являются дрова – на их долю приходится 27,1% объема ТЭР, произведенных на территории страны. Так, в 2022 г. на топливные нужды было потрачено 6,6 млн куб. м дров, что на 25% больше, чем в 2015 г. Доля таких видов топлива, как газ и торф, в объеме добытого внутри страны сложилась на уровне 5,7% и 8,3%, а объем их добычи в 2020 г. составил 219 млн куб. м и 1578 тыс. т соответственно.

Запас беды не чинит

Поскольку нефть – исчерпаемый ресурс, важно понимать, насколько велики ее запасы на территории Беларуси с учетом их активной разработки. Основным активом ПО «Белоруснефть» является Речицкое месторождение. Несмотря на то что его разработка продолжается уже более 50 лет, промышленная эксплуатация по-прежнему актуальна. Как сообщил заместитель генерального директора по геологии ПО «Белоруснефть» Петр Повжик, остаточные запасы данного месторождения составляют 24% всех запасов Припятского прогиба. Их объем на начало года составлял 14 млн т, а этого, по оценке специалистов, должно хватить на ближайшие 10 лет.

Однако ПО «Белоруснефть» не ограничивается эксплуатацией старых месторождений, открытых еще в советский период. Объединение продолжает геологические изыскания и имеет неплохие результаты в данном направлении. Так, была подтверждена промышленная нефтеносность отложений в Брагинском районе на Восточно-Омельковщинской структуре. По предварительной оценке, ресурсная база здесь оценивается в 500 тыс. т нефти. На Бескопыльновском месторождении в Хойникском районе специалисты «Белоруснефти» открыли 3 новые высокопродуктивные залежи. Их потенциал составляет примерно 800 тыс. т нефти, а в целом по месторождению более 3 млн т. На Гарцевском месторождении в Речицком районе также был вскрыт высокопродуктивный нефтяной пласт. Суммарно за счет геологоразведочных работ прирост запасов нефти составил более 6 млн т черного золота.

Разработка найденных месторождений не откладывается в долгий ящик. В августе компания сообщила, что в одной из скважин Восточно-Омельковщинской структуры была получена первая нефть. Первая скважина дает приблизительно 40 т нефти в день, а до конца года объем добычи черного золота из данного источника может составить 8,4 тыс. т. При этом сообщается, что получаемая нефть выше качества Urals – нефтяной смеси, поступающей в РБ по системе трубопроводов из Татарстана и Западной Сибири РФ. Она легче российской экспортной нефти, а также «бьет фонтаном», что существенно облегчает ее добычу. В планах производственного объединения в 2022 г. пробурить шесть скважин на этом и ближайших месторождениях.

Через призму потребления

Структура потребления топливно-энергетических ресурсов также является довольно устойчивой. Из 37 млн т ТЭР (здесь и далее имеются в виду т.у.т. в угольном эквиваленте), общего объема потребления в 2020 г., 5,5 млн т (14,9%) использовались для преобразования в тепловую энергию и электричество, 8,4 млн т (22,7%) обеспечили работу промпредприятий, 5,4 млн т (14,6%) пошли на нужды транспорта, 7,2 млн т (19,5%) использовались для удовлетворения потребностей жилищного сектора. Всего же данные отрасли использовали более 70% всех топливно-энергетических ресурсов, добытых или ввезенных из-за рубежа в страну. Это еще раз демонстрирует значимость отрасли для поступательного развития всей белорусской экономики.

С учетом высокой доли в составе себестоимости произведенной продукции, а также жилищно-коммунальных и транспортных услуг стоимость ТЭР, рассчитанная для их реализации внутри страны, является одним из рычагов управления инфляционными процессами. Например, декомпозиция прироста регулируемых цен, которую производит МАРТ, показывает, что 2,9% и 3,7% из 11,8% по итогам июля 2022 г. являются вкладом автомобильного топлива и ЖКУ соответственно.

Экспорт в поисках новых путей

Как мы отмечали выше, предприятия отрасли не только обеспечивают белорусские компании и население необходимыми топливно-энергетическими ресурсами, но и формируют значимую часть валютных поступлений в страну, оставаясь важнейшей составляющей белорусского экспорта.

Однако введение санкционных ограничений привело к тому, что Беларусь начала испытывать сложности в сбыте данной продукции. Так, из-за потери украинского рынка существенно сократились объемы поставок в эту страну. В то же время компенсировать потери в сокращении объема физических поставок помогает благоприятная ценовая конъюнктура. Например, по данным статистики, представленным Нацбанком, экспорт товаров в январе-мае 2022 г. по сравнению с январем-маем 2021 г. уменьшился на 3,3% и сложился в объеме 13,8 млрд USD. При этом если взять физический объем поставок, то снижение экспорта составило 27,7%, однако средние цены при этом выросли на 32,2%.

Другим подспорьем в преодолении экономических последствий санкций служит построение новых торговых маршрутов, в т.ч. с использованием портовых мощностей РФ. Оба данных фактора позволяют предприятию частично нейтрализовать действующие ограничения и обеспечить бесперебойную работу предприятий, инвестиции в основной капитал, зарплаты сотрудникам, платежи в бюджет. Однако закрытие информации о деятельности предприятий отрасли, прекращение публикации статистики об экспорте подсанкционных товаров, а также отдельные заявления чиновников говорят о том, что полностью нейтрализовать и ограничить последствия от введения санкций правительство не смогло.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений