$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ДЕМОГРАФИЯ БИЗНЕСА:©

30.01.2015

хроника выживания

В Беларуси в прошлом году резко снизились темпы создания новых предприятий. Очевидно, что либерализация процесса создания бизнеса и ряда других административных процедур не гарантирует успешного выживания на рынке.

По данным статистики на 1.01.2015 г., в республике числились 145,1 тыс. юридических лиц и 275,3 тыс. индивидуальных предпринимателей — на 2,3% и 3,3% больше, чем годом ранее. Для сравнения: за 2013 г. число юрлиц выросло на 7,8%, ИП — на 6,2%, а в 2012-м — на 7,1% и 3,6% соответственно.

Структура юрлиц по организационно-правовым формам представлена на диаграмме. Заметим, что здесь доля субъектов государственной собственности сократилась за год с 12,1% до 11,5% (в т.ч. республиканской — с 3,4% до 1,5%, а коммунальной — с 10,5% до 10%), частной — выросла с 83,7% до 84,1%, из которых с долей государственной собственности осталась на уровне 1,2%. Доля компаний, принадлежащих иностранцам, увеличилась с 4,2% до 4,4%.

В прошлом году было зарегистрировано 13 052 юридических лица (на 36,7% меньше, чем в 2013 г.), индивидуальных предпринимателей — 49 994 (на 9,1% меньше), ликвидировано — 8068 юрлиц (на 0,3% меньше) и 34 072 ИП (на 5,2% больше, чем год назад). Спад регистрационной активности отмечен по всем организационно-правовым формам. К примеру, открытых акционерных обществ в прошлом году появилось всего 11 — на 35,3% меньше, чем в 2013-м, закрытых — 50 (на 29,6% меньше), ООО — 6999 (на 20,6% меньше), ОДО — лишь 49 (–41,7%), унитарных предприятий — 4748 (–47,1%). Не секрет, что большинство частных предприятий обычно создается именно в форме ООО и УП. Но именно таких юрлиц было ликвидировано в 2014 г. на 14,5% и 4,8% больше, чем в 2013-м.

Нужно добавить, что если государственных организаций в прошлом году было создано на 46,6% меньше, чем в 2013-м, то частных — на 38,1% меньше (в т.ч. с долей госсобственности — на 57,1% меньше), а с иностранной собственностью — на 13,9% меньше. Зато если госпредприятий было ликвидировано на 36,7% меньше, чем годом ранее, то частных — на 3,9% больше, а иностранных — на 0,8% больше, чем в 2013 г.

Нетрудно подсчитать, что коэффициент создания нового бизнеса (отношение созданных организаций к ликвидированным) составил в прошлом году 1,62, тогда как в 2013-м — 2,55, в 2012-м — 2,39, а в 2011-м — 2,08. Между тем в прошлом году постановлением Совмина от 13.01.2014 № 17 «О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год» председателям облисполкомов предписывалось обеспечить создание в каждом районе производственных организаций с численностью работников не менее 15 человек из расчета одна организация на 10 тыс. жителей района.

ПРИЧИНУ такой тенденции попробуем поискать в опубликованном недавно исследовании Института приватизации и менеджмента (ИПМ) «Внутренние барьеры развития частного бизнеса в Беларуси». В нем признается существенное снижения влияния административных барьеров, лицензирования, коррупции и прочих внешних факторов, характеризующих бизнес-среду в Беларуси, за последние годы. Во многом это произошло благодаря либерализации: в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» наша страна занимает 3-е место в мире по темпам улучшения условий ведения бизнеса в 2006– 2014 гг. и 4-е — в 2010–2015 гг. Эти и другие изменения привели к быстрому росту роли в экономике микропредприятий (с численностью занятых до 15 человек), однако доля частного сектора в ВВП в Беларуси существенно меньше, чем в странах, имеющих близкие показатели.

Экономика Беларуси вступает в период стагнации, когда дальнейшая либерализация деловой среды без изменения внутренних факторов развития бизнеса не будет успешной, предупреждают в ИПМ. Поэтому необходимо понять и зафиксировать данные факторы как инструмент стадий развития бизнеса и вектор его регулирования. Кстати, в другом исследовании «Эмпирические факторы развития МСП в Беларуси: анализ и рекомендации» специалисты ИПМ отмечали, что владельцы малых предприятий часто страдают «эффектом избыточной уверенности», т.е. недооценивают влияние факторов внешней среды и переоценивают их собственное влияние на успех бизнеса.

ПО МНЕНИЮ авторов исследования, белорусский бизнес сталкивается с барьерами, характерными для переходной стадии от младенчества к быстрому росту, т.е. начинают формализоваться процессы, однако все еще узок стратегический горизонт, вырастает необходимость в сотрудничестве на фоне непонимания — как и с кем. Предприятия обретают внутреннюю силу и уверенность, что выливается исключительно в активные оперативные шаги. Дабы полноправно вступить на новый виток развития и усилить свои позиции, из концепции жизненного цикла Адизеса можно извлечь некоторые уроки:

а) необходимость в расширении и становлении стратегических процессов и расширении стратегических горизонтов. Это позволит предприятиям сконцентрировать свои усилия и финансы на стратегически важных вопросах и отношениях. Фактически долгосрочная стратегия создаст возможность целенаправленно ускорить свой рост;

б) формализация отношений и процессов позволит избежать «ловушки основателя» и эмоциональных, необдуманных решений. Также формализация создаст четкие каналы коммуникаций, разделение задач и полей ответственности и обеспечит основу для внешнего сотрудничества. Более того, формализация процессов обеспечит основу для построения плодотворных и полноценных отношений с кадрами;

в) планирование финансов и структурирование финансовых потоков придадут стабильность и уверенность в завтрашнем дне, что обеспечит основу растущим аппетитам предприятий.

ЗНАНИЕ и понимание стадий развития позволяет самому бизнесу и его регуляторам предпринимать осознанные шаги по продлению наиболее продуктивных стадий роста и предотвращению стагнации. Это необходимые условия для развития и раскрытия полного потенциала белорусского предпринимательства. Чтобы этого достичь, специалисты ИПМ предлагают ряд мер. Набор этот вполне стандартный: облегчение регулирования валютного рынка, упрощение налогового регулирования и снижение налоговой нагрузки, совершенствование системы проверок и штрафов с тем, чтобы она была эффективной как для предприятий, так и для властей, дальнейшее упрощение бюрократических процедур, совершенствование системы защиты имущественных прав и интересов частного бизнеса. Кроме того, необходимо улучшение макроэкономической среды. Пока темпы инфляции остаются высокими, сложно обеспечить доступность финансирования.

Особо отмечен в исследованиях ИПМ кадровый вопрос. Низкий уровень трудовой этики становится препятствием для развития более успешных предприятий. Решением этой проблемы может стать повышение конкуренции на рынке труда, что усилит зависимость зарплаты от результатов, достигнутых работником.

Еще один важный фактор — эффективность законодательной системы. Независимые суды необходимы для того, чтобы легально обеспечить исполнение контрактов. Наконец, борьба с коррупцией должна являться долгосрочной целью экономической политики, поскольку коррупция всегда подрывает эффективность конкуренции и не позволяет инновационным МСП расти, создавать добавленную стоимость и рабочие места.

Главными задачами политики, направленной на развитие МСП в Беларуси, должно стать совершенствование регуляторной среды и достижение макроэкономической стабильности. При этом первую задачу, как полагают в ИПМ, достаточно просто осуществить. Здесь не требуется существенного роста государственных расходов и общественных издержек, а результат будет достигнут достаточно быстро. Положительные изменения в регуляторной среде принесут исключительно позитивный эффект: потенциал роста МСП будет высвобожден и ни одна социально-экономическая группа не ощутит потери благосостояния, полагают в ИПМ. Правда, в последнее время мы наблюдаем обратный процесс: государственное регулирование усиливается, особенно в сфере торговли и валютного рынка. Так что, по-видимому, потенциалу МСП придется подождать.

Вадим ЛЕБЕДЕВ