Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Отрасли и рынки
26.04.2002 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дело "табак"Первый опыт "цивилизованной" защиты национального рынка

Редкий выпуск российских деловых изданий и рубрик в СМИ обходится в последние годы без сообщений о начале, ходе или завершении какой-либо акции в защиту внутреннего рынка и российских производителей. Мы же только начинаем осваивать эту "науку". С 1 а...

Редкий выпуск российских деловых изданий и рубрик в СМИ обходится в последние годы без сообщений о начале, ходе или завершении какой-либо акции в защиту внутреннего рынка и российских производителей. Мы же только начинаем осваивать эту "науку". С 1 апреля сего года Беларусь начала квотировать импорт табачных изделий, как это и было предусмотрено постановлением Совмина от 2001-12-10г. N 1779 "О ввозе табачных изделий в Республику Беларусь".

Это второй шаг. А первый был сделан еще в том году, когда правительство постановлением от 2001-09-12г. N 1363 ввело 30-процентную временную специальную пошлину на ввозимые табачные изделия, классифицируемые кодом 2402 20 900, стоимость которых не превышала 0,26 USD за пачку. Применение пошлины не распространялось лишь на табачные изделия, произведенные в России.

Введена эта мера для предотвращения нанесения белорусским производителям табачных изделий ущерба от возросшего дешевого импорта зарубежного продукта, аналогичного по своим качествам белорусскому. Параллельно МИД продолжал расследование, чтобы выяснить, действительно ли импорт табака угрожает нашим производителям. Его результатом должно было стать либо решение о введении специальных защитных мер в виде специальной импортной пошлины или квоты, либо отказ от их введения. Остановились на квотировании.

Срок действия импортной табачной квоты определен с 1.04.2002г. по 2004-12-31г. Причем она применяется шире, чем временная пошлина, и коснулась табачных изделий, классифицируемых в ТН ВЭД кодами 2402 (сигареты, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей) и 2403 (прочий промышленно изготовленный табак и его заменители, табачные экстракты и эссенции, гомогенизированный и восстановленный табак), за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции. Таким образом, с 1 апреля ввоз на территорию Беларуси (кроме транзита) вышеуказанных изделий осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями только при наличии у них специальных разрешений (лицензий) на право импорта и части импортной квоты.

Активный контроль за импортом табачных изделий в Беларуси начался еще в 1996г.: их импорт, как и большинство прибыльных бизнесов, был включен в перечень лицензируемых видов деятельности. Плата за лицензию на импорт табачных изделий менялась и постепенно выросла вдвое. Менялись и сроки, на которые выдавалась лицензия. То она позволяла заниматься импортом табака в течение календарного года, следующего за годом выдачи разрешения, то годовая действительность лицензии отсчитывалась с даты ее непосредственной выдачи.

В том же 1996г. был введен ряд других требований: по маркировке табачных изделий акцизными марками, их хранению и продаже. Теперь к комплекту необходимых условий добавилось еще и наличие части импортной квоты, позволяющей осуществлять ввоз. Предложения по размерам квоты разрабатывает Минторг совместно с Минэкономики и другими заинтересованными ведомствами, а решение о размерах квоты на каждый последующий год будет принимать правительство. На 2002г. ее размер составил 3 млрд.штук по позиции 2402 и 2 тонны -- по позиции 2403. Стоимость квот составляет 900 и 2 млн.руб. соответственно.

Квоты на импорт табачных изделий распределяются на открытом конкурсе, проводимом до 1 октября каждого года, под "управлением" специально созданной межведомственной комиссии. Но этот несложный механизм начнет действовать только со следующего года, так как в 2001г. конкурс не проводился. Законодатели вышли из этого положения следующим образом. Открытый конкурс на 2002г. был проведен до наступления даты непосредственного начала действия квоты (до 1.04.2002г.). При этом МИД без взимания дополнительной платы продлил некоторым организациям, импортировавшим табачную продукцию в 2001г., срок действия лицензий, выданных на 2001г., до 1 апреля 2002г. Межведомственная комиссия в декабре прошлого года выбрала данные организации из числа победителей конкурса на ввоз табачных изделий на территорию Беларуси в 2001г. Были определены и объемы ввоза указанной продукции в первом квартале 2002г. в необходимом ассортименте и количестве, причем эти объемы не вошли в импортную квоту 2002г. После 1 апреля 2002г. ввоз этими организациями в республику табачных изделий, по которым до указанного срока фактически уплачены в установленном порядке авансовые платежи акцизов, будет осуществляться при определении объемов такого ввоза межведомственной комиссией на условиях, предусмотренных постановлением N 1779. Тем же участникам внешнеэкономической деятельности, имеющим лицензию на проведение импортных операций с табачными изделиями, которые не получили права на импорт табачных изделий в первом квартале 2002г., но фактически уплатили до 1 января 2002г. авансовые платежи акцизов, было разрешено ввозить табачные изделия только до 1 февраля, а реализовать их предписывалось до 1 марта.

Власти приняли и некоторые другие меры по усилению контроля за импортом продукции табачной промышленности. В частности, ОАО "Белбакалея", Белкоопсоюз и других юридических лиц, перечень которых устанавливается Министерством торговли, обязали реализовывать табачные изделия оптом только тем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые имеют лицензии на право розничной торговли ими. А чтобы защититься от подделок с 1 января 2002г. введена в обращение новая акцизная марка с нумерацией для маркировки импортируемых табачных изделий. Принятие вышеперечисленных мер, по задумке законодателей, должно оградить белорусский табачный рынок от несанкционированного нашествия конкурентной иностранной продукции и дать возможность отечественным производителям приспособиться к современным условиям.

На данный момент сложно сказать, поможет ли принятая мера национальным производителям справиться со своими проблемами. Пока, похоже, они и не собираются спешить с их решением, надеясь, видимо, и в дальнейшем использовать государственный протекционизм в своих целях. Здесь уместно заметить, что законодательство по защитным мерам требует, чтобы срок действия специальных защитных мер не превышал срок, необходимый для устранения существенного ущерба отрасли белорусской экономики или предотвращения угрозы его причинения и адаптации отрасли к условиям конкуренции. Этот срок не может превышать четырех лет, хотя и может быть продлен, если в результате повторного расследования выяснится, что существенный ущерб не устранен или угроза его причинения сохраняется. В таком случае общий срок действия специальных защитных мер не может превышать восьми лет. Поэтому, хочешь не хочешь, а белорусской табачной отрасли придется задуматься о конкурентоспособности своей продукции. Иначе белорусы просто не будут курить белорусское.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений