$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ДЕЛО НА ПОЛМИЛЛИАРДА

24.05.2011

510 млн. USD — такого объема должен достигнуть в 2015 г. экспорт туристических услуг Беларуси, увеличившись в сравнении с 2010 г. в 3,5 раза. Это — ключевой показатель, заложенный в Государственной программе развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 гг. (утв. постановлением Совмина от 24.03.2011 № 373). Выполним ли он? В особенности учитывая то, что «додевальвационные» и «постдевальвационные» полмиллиарда долларов — это, как говорится, две большие разницы.

Предыдущая программа развития туризма на 2005–2010 гг. завершилась относительно успешно. Объем платных туристических услуг за 5 лет вырос более чем в 13 раз, до 468,7 млрд. Br. В 2010 г. он увеличился в сопоставимых ценах на 34,5% в сравнении с 2009 г. и составил 468,7 млрд. Br. В последние два года впервые за 15 лет отрасль вышла на положительное сальдо: экспорт туруслуг в 2010 г. вырос на 35%, до 146,7 млн. USD, тогда как импорт — на 32,9%, до 41,4 млн. USD. В экспорте туристических услуг львиная доля принадлежит санаторно-курортным учреждениям, на втором месте — гостиничные комплексы, на третьем — фирмы, оказывающие туристско-экскурсионные услуги.

Надежды на частный карман

Авторы программы рассчитывают, что в развитие туристической отрасли за 5 лет будет вложено 4,29 трлн Br, 3,73 трлн. из них составят инвестиции частного бизнеса. Указаны и конкретные суммы по отдельным объектам и регионам.

Абсолютным лидером по привлечению инвестиций должен стать Минск. С расчетом на чемпионат мира по хоккею в 2014 г. в столице планируется строительство сразу 8 пятизвездочных отелей, 3 четырехзвездочных и 4 трехзвездочных. Ожидается, что всего в столице будет введено не менее 4 тыс. новых гостиничных мест. Ближе к 2014 г. число доступных под строительство гостиниц площадок может быть увеличено. Общий объем привлеченных в строительство инвестиций должен составить 3,6 трлн. Br.

У областей планы скромнее: Витебская — 36 680 млн. Br, Минская — 11 500 млн., Гродненская — 21 100 млн., Гомельская — 400 млн., Брестская — 100 млн. и Могилевская — 50 млн. Br.

Львиная доля всех инвестиций (4,28 трлн. Br.), как ожидается, придется на развитие туристической инфраструктуры. Это — одно из ключевых направлений программы.

Средства также планируют направить на подготовку специалистов по туризму, маркетинг и рекламу Беларуси как туристической зоны, совершенствование законодательства в сфере туризма. Последнее однако, с учетом прежнего опыта и нежелания чиновников терять контроль над предпринимателями, вызывает тревогу у представителей отрасли. После того, как в прошлом году туробслуживание было выведено из списка лицензируемых видов деятельности, был разработан проект указа, согласно которому на смену лицензиям придет реестр туристических организаций.

Белорусы не отдыхают

Впрочем, патовая ситуация на валютном рынке уже сегодня мешает работе, в частности, тех, кто работает с выездным туризмом. Согласно опросу, проведенному социологическим центром ООО «ЗЕРКАЛО-ИНФО», подавляющее большинство (68%) белорусов сейчас не смогут даже раз в год отдохнуть с детьми на море.

Казалось бы, ситуация должна сыграть на руку тем, кто занимается туристическим обслуживанием в самой Беларуси. Можно было бы ожидать, что сограждане поменяют Турцию и Египет на более приятные для кармана Нарочь и Свитязь. Однако туроператоры дружно признают: всплеска внутреннего туризма не наблюдается. Белорусы, похоже, решили назло всем не отдыхать вообще.

Как сообщили «ЭГ» в РУП «Белинтурист», этой весной туры по Беларуси не стали более популярны, количество «внутренних» туристов почти не изменилось. «В январе–феврале белорусы активно бронировали и выкупали зарубежные путевки, — комментирует главный бухгалтер Белинтуриста Людмила Романовская, — а вот в марте–мае наступил коллапс. Путевки за рубеж у нас практически никто не покупает». Но при этом и во внутреннем туризме ажиотажа не наблюдается. «Наши санатории и гостиницы все-таки дороговаты для большинства белорусов», — считают в Белинтуристе.

В этом году, по словам директора фонда «Страна замков» Александра Варикиша, поток клиентов остается на уровне 2010 г. Гости из-за рубежа составляют около 30–40% от общего потока туристов.

Переиграть Украину

Большинство зарубежных туристов — наши соседи по СНГ, украинцы и россияне. Из дальнего зарубежья лидируют США, Германия, страны Скандинавии. При этом, как отмечает ведущий специалист отдела въездного туризма РУП «Белинтурист» Елена Шелег, многие, если не большинство, туристов из Европы — это люди, имеющие белорусские корни, которые приезжают навестить землю предков.

Представители отрасли опасаются, что в ближайшие 5 лет отношения с Евросоюзом вряд не потеплеют, а отрицательный имидж страны подорвет к нам интерес со стороны туристов из Западной Европы. Следовательно, в развитии туристической отрасли предстоит ориентироваться на россиян. Для них наша республика может стать «Западом без шенгенской визы», Европой с качественным санаторно-медицинским обслуживанием, заповедниками, средневековыми фестивалями на фоне Мирского замка и... поголовным знанием русского языка. Однако, чтобы получить желанные 0,5 млрд. USD, стране придется потрудиться, в первую очередь, над брендированием, рекламой и развитием перспективных направлений. А также переиграть такого мощного конкурента, как Украина, с горными курортами Карпат, пляжами Крыма и ценами ниже белорусских.

В зоне особого внимания

Перспективнейшим направлением, потенциальным «золотым дном» является санаторно-медицинский туризм. Сейчас санатории Беларуси переживают настоящий наплыв россиян. Как сообщил начальник ГУ «ЦентрКурорт» Олег Михайлов, россияне, в зависимости от сезона и типа учреждения, составляют от 50% до 80% всех отдыхающих в здравницах «ЦентрКурорта». Подавляющее большинство из российских отдыхающих — москвичи. «При их зарплатах наши цены представляются очень комфортными», — говорит О.Михайлов. На днях в Москве открылось представительство «ЦентрКурорта», таким образом крупнейший белорусский туроператор надеется привлечь дополнительное число российских клиентов.

Менее развита, но также перспективна такая услуга, как туристическое и медицинское обслуживание россиян, приезжающих лечиться в белорусских клиниках. В связи с этим в РУП «Белинтурист» уже создан отдел медицинского туризма. По словам ведущего специалиста отдела Николая Мирона, в Беларуси стоимость медицинских услуг на 60% меньше, а по качеству они превосходят российские. Предполагается, что наиболее востребованы будут услуги стоматологов и трансплантологов. Для российских пациентов планируют организовывать «медицинские туры». Турфирмы в данном случае могут выступать в роли посредника, подбирать клиенту оптимальную клинику, организовывать приезд, передвижение по стране и проживание. Для этого им не потребуется отдельной лицензии Минздрава.

Впрочем, по отзывам экспертов, медицинский туризм в нашей стране остается почти исключительно «нивой» государственных туроператоров и здравниц. Частников там почему-то немного.

Зато активное развитие придорожного сервиса, агроэкотуризма, строительство туристических комплексов в заповедниках предлагается вести во многом силами частного бизнеса. Отдых в агроэкоусадьбах, охотничьи и рыболовные туры, отдых на природе интересны не только для россиян, но и для граждан ЕС. «Для европейца может быть привлекательной ваша неурбанизированность, спокойствие и тишина в сельской местности, дикая нетронутая природа. Я планирую построить в Беларуси туристическую деревню с мастерскими народных ремесел, где люди из Европы могли бы пожить в тишине, своими руками научиться печь хлеб или лепить горшки», — рассказывает потенциальный инвестор Марко Паолаццо — владелец отеля в итальянских Альпах.

Программа развития туризма определила зоны роста агроэкологического турбизнеса, которым будет уделяться особое внимание. В первую очередь — это Припятское Полесье, Августовский канал, Нарочанская курортная зона (для которых приняты отдельные программы по развитию), Беловежская пуща, транзитно-туристическая зона «Брест – Барановичи – граница области», Пинское Полесье, Витебская, Полоцкая, Гродненская, Новогрудская, Могилевская, Борисовская, Логойская, Жлобинская, Полесско-Туровская и Слонимская турзоны. Авторы госпрограммы рассчитывают, что именно там будут наиболее активно строиться мотели, автостоянки и турцентры. Планируется создание рыбных ресторанов на базе рыбхозов, видеокафе вблизи спортивных комплексов, ледовых арен, стадионов с установкой плазменных экранов, палаточных городков, пунктов проката, агротуристических комплексов. «Новым словом» на рынке обещают стать комплексные программы, в которых будут скомбинированы все виды услуг: от экстремального отдыха до оздоровления.

Эхо истории — в звонкой монете

Еще одно популярное направление, привлекающее многих россиян, — военная история и анимированные исторические туры. Что касается истории Великой Отечественной, здесь нам весь пиар сделала мощная пропагандистская машина СССР, создав такой бренд, как Брестская крепость. В последнее время к нему добавилась Линия Сталина и мемориал военной техники на Буйничском поле под Могилевом, которые посещают множество туристов из России.

Что касается анимированных туров с инсценировками из истории Беларуси, рыцарскими боями, застольями и файер-шоу — это, по мнению экспертов, исключительно перспективное направление, которое пока находится в зародыше.

Директор фонда «Страна Замков» Александр Варикиш — один из немногих белорусских туроператоров, занимающихся анимацией, поделился своим опытом: «2010 г. был для фонда временем настоящего подъема. Число клиентов, считая белорусов и гостей из-за рубежа, превысило 6 тысяч. Рентабельность держалась и держится до сих пор на уровне 20%». Этот туроператор — один из лидеров по числу тематических экскурсий, посвященных истории Беларуси. Три из них — анимированные, с рыцарскими боями, застольями, историческими представлениями, и интерактивными действиями. Экскурсанты могут увидеть историческую инсценировку сватовства Миндовга, взятие замка, посетить шляхетскую усадьбу 18 века и даже поучаствовать в сватовстве шляхтича, которое обернется приключениями и стычкой с российскими солдатами.

«За анимированными однодневными экскурсиями — будущее», — считает А. Варикиш. Год из года эта услуга набирает популярность.

В ожидании решений

Тем не менее развитие отрасли зависит не только от расторопности и предприимчивости турфирм. Существует ряд проблем, которые препятствуют развитию въездного туризма и решение которых остается за государством. В частности, иностранцы удивляются отсутствию в белорусских городах центров туристической информации, где можно бесплатно получить карту города и брошюрки по его истории. В большинстве городов Западной Европы такие центры есть в изобилии, а печатную продукцию они издают за счет ресторанов и гостиниц, которые размещают в туристических проспектах свою рекламу. Не хватает Беларуси развитой сети проката, придорожных мотелей и кафе. Также сдерживают развитие въездного туризма существующий визовый режим. Туристы из США, Израиля, стран ЕС имеют безвизовый или упрощенный визовый режим доступа в 130 стран мира. К сожалению, Беларусь не входит в этот список.

«Непонятно, почему посещение некоторых объектов стоит, мягко говоря, неоправданно много. Входной билет в тот же Мирский замок вроде бы недорогой, но там есть несколько отдельных экспозиций, посещение которых оплачивается отдельно. Почему бы не продавать сразу комплексный билет, чтобы не останавливаться перед каждой экспозицией?» — задается вопросом профессиональный экскурсовод Елена Соколовская.

К сдерживающим факторам относятся также узкий ассортимент и высокая стоимость транспортных услуг, жесткая ценовая политика компании «Белавиа», зачастую завышенные даже в сравнении Литвой или Польшей цены гостиниц, отсутствие сети дешевых гостиниц — хостелов.

В решении этих проблем, как и в налоговом стимулировании отрасли, последнее слово остается за властью. За ней же — и обещанное в программе брендирование областей и самой Беларуси как туристического региона.

Дарья КОСТЕНКО

Vox populi

«ЭГ» опросил нескольких россиян с разным уровнем дохода, чтобы узнать, чем Беларусь может привлечь туристов из России.

Павел (П), 43 года, Москва, программист, среднемесячный доход выше 5 тыс. EUR

Евгений (Е), 36 лет, Москва, редактор, среднемесячный доход 2 тыс. EUR

Александр (А), 32 года, временно не работающий, Санкт-Петербург, менее 500 EUR

— Какие достопримечтальности Беларуси вы знаете?

П.: Музей Шагала в Витебске, Брестская крепость, Беловежская пуща (зубры!), художественные музеи.

Е.: Брестская крепость, Мир, Несвиж, Беловежская пуща, «Линия Сталина», Витебск (Шагал), Бобруйск, как интернет-мем... Ну сам Минск еще, заповедники.

А.: Беловежская пуща, Мирский замок, Несвиж.

— Чтобы могло бы привлечь вас при выборе Беларуси как места отдыха?

П.: Безопасность и низкие цены при высоком уровне сервиса (и обязательном быстром Интернете). В первую очередь — в СПА-отелях и при отдыхе на озерах. Казино тоже не помешает, потому как у нас их почти нет. И, конечно, общая культура людей, которой всегда славились белорусы.

Е.: Природа, в первую очередь. Рыбалка и палатка у речки, и чтоб никаких других туристов рядом. Замки и военная история.

А.: Хорошие дороги, красивые женщины. Возможность легально играть в покер. Наличие мест, до которых не добралась цивилизация западного образца, аутентичных деревенек. Памятники культуры и быта евреев Восточной Европы: местечки, синагоги, кладбища.

— Что могло бы оттолкнуть при выборе места отдыха?

П.: Не хотел бы увидеть там, где я отдыхаю, «совковый» сервис, лохотронщиков и попрошаек, воровство, негигиеничное приготовление еды в ресторанах, назойливость уличных продавцов, грязные улицы, митинги и шествия (кроме карнавалов), в странах экс-СССР -- демонстративное нежелание понимать русский язык

Е.: Я слишком мало был у вас, чтобы меня как туриста что-то сильно задело.

А.: Относительно высокий (в сравнении, например, с Украиной) уровень цен. Последствия Чернобыля.