$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Дело «Адани»

21.10.2008

Как известно, инновационное направление в Беларуси определено в качестве приоритетного вектора экономического развития страны. Для успешного претворения в жизнь этого курса государству, по мнению экспертов, следует рассчитывать в первую очередь на субъектов хозяйствования, производящих продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. В число таких отечественных структур входит научно-производственное частное унитарное предприятие «Адани», которое недавно признано победителем республиканского конкурса «Лучший предприниматель 2007 года» в области медицинской деятельности.

С генеральным директором этого минского предприятия доктором технических наук, профессором Владимиром ЛИНЕВЫМ встретился корреспондент «ЭГ».

— Владимир Николаевич, прежде всего расскажите об особенностях той области, в которой «Адани» добилась успеха…

— Мы работаем в сфере разработки и производства медицинской рентгеновской техники, занимаемся разработкой новых методов цифровой визуализации рентгеновских изображений для целей медицинской диагностики. Начинали деятельность с создания цифровой рентгеновской системы «Пульмоскан» для скрининга грудной клетки. Именно на базе наших аппаратов Беларусь перешла с пленочной флюорографии на цифровую. Сегодня, по крайней мере в Минске, пленочных аппаратов практически нет. Поэтому могу констатировать со 100-процентной уверенностью, что любой столичный житель, который хотя бы раз в год проходит флюорографию, делает это на нашей аппаратуре с минимальной дозовой нагрузкой. На 50-60% ею обеспечены уже и регионы.

— Медики, работающие в этой области, считают такой переход технологической революцией в рентгенодиагностике вследствие того, что снижается радиационная нагрузка на человеческий организм. Поэтому вряд ли кто будет отрицать заслугу вашего предприятия, разработка которого принесла обществу громадную социальную пользу. В последующем удалось ли «Адани» создать продукцию, которая была бы столь же востребована, как и низкодозовые рентгенографические системы?

— В настоящее время нами создан цифровой маммограф. Эта рентгенографическая система предназначена для скрининга молочной железы с целью ранней диагностики онкологических заболеваний. Как известно, такое заболевание у женщин, как рак молочной железы, сегодня, к сожалению, весьма распространено. Мы тесно сотрудничаем с Минздравом, чтобы с помощью наших аппаратов отечественная медицина смогла успешно противостоять опасной болезни путем ее ранней диагностики.

Напомню, что раньше в Беларуси было лишь несколько единиц этого весьма дорогостоящего оборудования иностранного производства.

«Адани» создало исключительно конкурентоспособный продукт, который получил высокую оценку зарубежных специалистов еще на стадии разработки как из-за низкой дозы облучения при проведении скрининга, так и из-за высокого качества изображения.

По сути мы реально решили одну из задач по импортозамещению в сфере медицинской техники, которые государство ставит сегодня перед отечественными производителями. Стоимость нашей продукции ниже импортных аналогов.

— Пользуется ли продукция вашего предприятия спросом за рубежом?

— Конечно. Существенная часть производимого оборудования реализуется за пределами республики. География поставок медицинской рентгеновской техники — страны СНГ, Балтии, Польша, Великобритания, США, Португалия, Малайзия… Кроме того, мы поставляем на экспорт системы безопасности, основанные на применении новой технологии в области цифровой рентгенографии. Например, цифровые сканеры персонального досмотра применяются для оснащения служб авиационной безопасности аэропортов, которые с помощью нашей техники могут определить наличие у авиапассажиров предметов, запрещенных для перевозки на воздушном транспорте. В частности, такие системы безопасности нашего производства поставлены в Южную Корею, Польшу, Великобританию, Саудовскую Аравию, Мексику и другие страны.

Разумеется, это не означает, что за продукцией «Адани» иностранцы выстроились в очередь. Но найти на международном рынке свою нишу и успешно в ней работать — это большое достижение.

— А как бы вы по мировым меркам оценили степень состоятельности самого предприятия? Может, «Адани» и блещет на национальном уровне, а вот по американским или европейским меркам это, скажем так, заурядный субъект хозяйствования с неконкурентоспособной продукцией?

— «Адани» находится на одном уровне с ведущими зарубежными компаниями, которые занимаются инновациями, разработкой и производством наукоемкой продукции, продвижением ее на рынок. Если представить деятельность таких предприятий разных стран как международное соревнование на одном мировом поле, то наше участие в нем выглядит вполне достойно — мы не аутсайдеры, а одни из ведущих игроков… Что это так, свидетельствует хотя бы факт наших активных международных контактов: если не ежедневно, то еженедельно уж точно к нам приезжают из-за рубежа деловые партнеры и потенциальные покупатели. Вместе с ними мы решаем самые разные задачи делового сотрудничества, в т.ч. кооперации в разработках и производстве. Поэтому не будет никаким преувеличением сравнение по научно-техническому уровню «Адани» с вполне успешной западной компанией — европейской или американской. Кстати, наше предприятие — регулярный участник 10-12 крупнейших международных выставок в области безопасности и медицинской техники, которые проводятся в Евросоюзе, Северной Америке, на Ближнем Востоке.

— На этих выставках за рубежом сотрудники «Адани» часто ли встречают земляков из других белорусских предприятий в качестве участников?

— Увы, не встречают. Скажем, даже от таких небольших стран, как Люксембург или Лихтенштейн, как правило, участвуют в специализированных международных выставках два-три десятка фирм, в то время как Беларусь представлена только одной — «Адани»… Обидно, но это так.

— Как мне представляется, состоянием отечественного реального сектора, деятельность которого основана на создании прогрессивных технологий, не вполне удовлетворены и органы госуправления, включая правительство. Во всяком случае «наверху», особенно в последнее время, принимается немало решений, связанных с формированием нормативной базы инновационной экономики. Ощущаются ли практические результаты такой политики, в частности, на вашем предприятии?

— Правительство делает целый ряд правильных шагов, которые, если ими разумно воспользоваться, помогают предприятию решать инновационные задачи. Например, в рамках госпрограммы освоения в производстве новых и высоких технологий на 2006-2010 гг. нами выполнено три проекта — разработано и освоено серийное производство цифрового маммографа, высокоэнергетических сканеров для контроля грузиков, рентгеновских сканеров для контроля багажа и грузов. Специфика этой программы в том, что государство выделяет деньги на разработку и внедрение новой техники на паритетных началах с предприятием. Результат оценивается не только по освоению разработки в серийном производстве, но и по объему продаж. Наше предприятие такой помощью государства воспользовалось. В то же время подобных примеров по госпредприятиям, насколько мне известно, не очень много. Потому что они боятся рисковать своими деньгами, боятся ответственности.

Кстати, мы также надеемся, что инновационная направленность деятельности «Адани» поможет решить проблему, связанную с развитием производственной базы нашего предприятия. Дело в том, что земельные участки и недвижимость, потенциально пригодные для организации производства, реализуются в республике, как известно, только на аукционной основе. Это позволяет приобрести их только «богатым дядям», тем, кто занимается строительством гипермаркетов, пивзаводов, ресторанов и пр., но не тем предприятиям, кто создает высокотехнологичные производства. Инновационному предприятию реализовать такой проект на основе аукциона практически невозможно, т.к. продукция будет неконкурентная.

По моему мнению, государственная политика, направленная на приоритетность инноваций в национальной экономике, должна на практике способствовать успешной деятельности как нашего, так и других предприятий этого сектора. Должны быть созданы условия таким предприятиям, как «Адани», для строительства наукоемких предприятий, например, в специальных индустриальных зонах на льготных условиях. Я знаю десятки аналогичных предприятий, которые согласились бы построить собственные производства.

Реальным научно-прозводственным предприятиям, работающим в области высоких и информационных технологий, не требуются льготы в виде освобождения от подоходного и других налогов, им нужны благоприятные условия для самостоятельного развития, ведь этот бизнес уже по определению является высокорентабельным. Средства такие предприятия смогут найти или заработать. Это принесет государству дополнительные доходы в виде налогов. Я думаю, что в органах госуправления, в т.ч. Совмине, это отлично понимают.

Беседовал Михал СТЕЛЬМАК