$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Дело — труба

23.01.2009

Российско-украинский энергетический конфликт завершился, и эксперты уже подводят предварительные итоги противостояния бывших союзных республик. Попробуем и мы оценить перспективы Беларуси как транзитера.

К сожалению, пока картина вырисовывается не слишком оптимистичная. Если в краткосрочном периоде времени мы выигрываем (почти неминуемо увеличится загруженность отечественных трубопроводов), то в долгосрочной перспективе доходы от перекачки природных ресурсов России, похоже, значительно сократятся. Виной тому — желание союзного государства диверсифицировать газопотоки.

Опасаясь повторения аналогичных ситуаций в других странах, правительство РФ всерьез рассчитывает в ближайшие два-три года ввести в коммерческую эксплуатацию два новых газопровода.

Основной проект — газопровод Nord Stream, который соединит балтийское побережье России под Выборгом с Германией. Стоимость работ оценивается в 7,4 млрд. EUR. Протяженность трубы составит 1200 км. На первом этапе предполагается строительство нитки с пропускной способностью 27,5 млрд. м3 в год. На втором этапе перекачка ресурса удвоится.

Реализация проекта довольно долго оставалась под вопросом. Но опасность остаться без ресурсов стимулировала европейских потребителей поскорее снять барьеры перед российским предложением. Председатель комитета акционеров оператора проекта Nord Stream AG экс-канцлер Германии Герхард Шредер на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным анонсировал начало прокачки голубого топлива в октябре 2011 г.

Отметим, что импорт газа в страны ЕС возрастет в ближайшее десятилетие примерно на 200 млрд. м3, или более чем на 50%. «Северный поток» может удовлетворить около 25% этой дополнительной потребности.

Параллельно Газпром занимается подготовкой строительства South Stream (20 млрд. EUR), который пройдет по дну Черного моря. Уже подписаны необходимые соглашения с Болгарией и Сербией о транспортировке в Южную и Центральную Европу 30 млрд. м3 газа.

Еще больше снизить роль Беларуси как транзитного государства, гарантирующего бесперебойную работу предприятий на континенте, могут следующие проекты: строительство греко-итальянского газопровода (планируется его соединение с греко-турецким трубопроводом, по которому уже идут поставки газа из Азербайджана), польского газопровода (из России в Западную Европу через Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и Германию), «Белый поток» (из Туркменистана должен пройти через Азербайджан в Грузию, а затем по дну Черного моря и через Крым в направлении ЕС).

Наш ответ «всем Чемберленам» — газопровод «Ямал-Европа-2». По крайней мере соответствующее предложение было внесено в российское правительство. Доводы Беларуси в пользу расширения спектра оказываемых услуг — скорость реализации (в течение 1-1,5 года), относительно низкий объем затрат (около 4 млрд. USD), высокая мощность трубы (33 млрд. м3). Предусмотрены и бонусы в виде невиданных прежде уступок. Например, Александр Лукашенко на пресс-конференции для российских журналистов пообещал на 5 лет освободить Газпром от налогов на транзит.

Но столь щедрое предложение пока не нашло отклика. Видимо, правительство РФ действительно всерьез озабочено диверсификацией поставок. Никакие заверения Минска пока что не повлияли на планы Кремля.

Так, премьер-министр России В.Путин 8 января заявил, что не считает целесообразным говорить о строительстве еще одной ветки газопровода через Беларусь в Европу. Аналогичным образом высказался и Дмитрий Медведев.

При этом желание соседнего государства обойтись без посредников распространяется и на углеводородное сырье. Воплотить в жизнь новую энергетическую политику предполагается за счет строительства второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) протяженностью свыше 500 км. К реализации этого проекта «Транснефть» приступит уже 31 июля. Строительство займет порядка 18 месяцев и обойдется в 2 млрд. USD. Ежегодно по БТС-2 планируется перекачивать до 50 млн. т нефти. Начало ее эксплуатации позволит снизить объемы транзита нефти через Беларусь и Польшу в Евросоюз по трубопроводу «Дружба» более чем наполовину, что приведет к потерям белорусского бюджета в размере около 600 млн. USD в год.

Напомним, что ранее «Дружба» поставляла российскую нефть на «Нафтан», а также в прибалтийские Вентспилс и Мажейкяй. БТС-1 в 2002 г. соединила российские месторождения с Приморским терминалом транзитом через Латвию и Литву. В итоге транспортировка черного золота в Прибалтику прекращена с июля 2006 г.

Альтернативных вариантов загрузки мощностей так и не удалось найти. Из-за сопротивления России, отказавшейся предоставить необходимое число вагонов, сорвались поставки казахстанской нефти в Новополоцк (откуда планировалось отправлять ее на Мажейкяйский НПЗ). Покрыта туманом возможность участия в проекте по аверсной подаче нефти по трубопроводу Одесса — Броды (Украина — Польша)…

То есть наша роль основного стратегического транзитера энергоресурсов для Западной Европы в ближайшее время значительно уменьшится. Это может повлечь целый ряд негативных моментов. В частности, автоматически упадут доходы, в т.ч. и за счет снижения тарифов.

Кроме того, существует большая вероятность того, что поставлять нам газ и нефть Москва станет по рыночной цене. В таком случае Беларусь ждут более масштабные потери, счет которых придется вести на миллиарды USD.

Антон БОЙКО