$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ДЕЛИТЬ ВСЕ

30.03.2010

Комиссия Таможенного союза согласовала механизм и пропорции зачисления ввозных таможенных пошлин в бюджеты России, Беларуси и Казахстана. Тем самым найдено компромиссное решение одного из самых сложных вопросов этого объединения. Однако кое-кто из стран-участниц продолжает подозревать, что в рамках Таможенного союза ее интересы в чем-то ущемляются.

Согласно решению № 176, опубликованному на сайте Комиссии союза, суммы ввозных таможенных пошлин (иных платежей, имеющих эквивалентное действие) распределяются следующим образом: Беларусь — 4,7%, Казахстан — 7,33%, Россия — 87,97%. Эти нормативы рассчитаны в т.ч. исходя из объема импорта из третьих стран. Таможенные платежи будут зачисляться в каждой стране на спецсчета в национальной валюте. Предполагалось, что система начнет работать в тестовом режиме с 1 апреля.

Кроме того, комиссия приняла еще целый ряд решений, большинство из которых декларирует намерения изучить проблемные вопросы функционирования Таможенного союза и найти варианты их урегулирования. От того, какими они будут, зависит будущее союза и экономики стран-участниц, чьи интересы должны умещаться теперь в рамках союзных договоренностей.

Так, президиум правительства РФ рассмотрел на прошлой неделе основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011–2013 гг. Они призваны решить задачи рационализации единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза, укрепления его институтов, корректировки законодательства, создания стимулов для экспорта инновационной и импорта модернизационной продукции и закрепления продукции РФ на конкурентоспособных рынках. При этом выдвигались различные идеи — от снижения пошлин на иномарки до замены экспортных пошлин на нефть налоговыми сборами. Впрочем, согласия между ведомствами нет. Например, Минпромторг категорически отвергает возможность снижения таможенных пошлин на легковые автомобили, грузовики и автобусы (по крайней мере до 2015 г.), а также адвалорной пошлины на импортные комбайны, делающей их на треть дороже. Итоги этих споров серьезно затрагивают интересы автобизнеса и производителей сельхозтехники в РБ. Небезразлично для нас и предложение МЭРТ отказаться от аукционов на часть квоты на импорт в РФ мяса, что может повлечь усиление конкуренции на этом рынке.

В СВОЮ очередь, россиян тревожит конкурентоспособность собственного законодательства в рамках Таможенного союза. Если верить сообщениям российских СМИ, правительство РФ обеспокоено тем, что с переходом на общие таможенные границы с 1 июля может произойти переориентация торговых маршрутов из Европы и Китая на Беларусь и Казахстан, поскольку в этих странах таможенное администрирование качественнее. Хотя бюджет России впрямую от этого не пострадает, получая свою долю общих сборов, значительная доля российского околотаможенного бизнеса, включая логистику и переработку импортной продукции, переедет из РФ в Беларусь и Казахстан. Собственно говоря, это должно быть неизбежным результатом союзных соглашений, в чем белорусские эксперты видят одно из немногих пока явных преимуществ интеграции для нашей страны. Но, видимо, восточный сосед не настроен выпускать из-под своего контроля ни кусочка внешнеторгового пирога — насколько он вообще способен контролировать ситуацию.

ЗДЕСЬ весьма показательна статья «Товарообман», опубликованная в пятницу в газете «КоммерсантЪ». В ней со ссылкой на директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Елену Ищенко утверждается, что Центробанк РФ намерен бороться со схемами вывода денежных средств из России через бывшие союзные республики и, в частности Беларусь. Самая коварная схема заключается в том, что в российский банк обращается компания-резидент для проведения платежа нерезиденту (чаще всего оффшорному) в оплату по фиктивному договору поставки товаров из РБ. «В этой стране действует достаточно либеральное валютное законодательство, — пишет «Ъ», — позволяющее оформлять сделку по экспорту товаров не грузовой таможенной декларацией (ГТД), предполагающей контроль со стороны таможенных органов, а товарно-транспортной накладной (ТТН), регламентирующей лишь товарооборот между поставщиком и покупателем. Этот документ компания-отправитель средств и представляет в российский банк для подтверждения назначения платежа. Однако ввиду того, что единая база в Беларуси по ТТН отсутствует (!), проверить подлинность этой документации, а также факт реального ввоза-вывоза товара не представляется возможным. В результате российский банк переводит в оффшор средства, хотя в действительности никаких поставок товаров не происходило». Получается, что наши соседи не осведомлены ни о нормах Указа от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», ни о наших правилах использования накладных, назвать которые «либеральными» можно разве что в шутку. Описанная схема возможна, если клиенты российских банков предъявляют просто липовые накладные с поддельной печатью (нарисовать которые можно где угодно). Но обнаружить это нетрудно — достаточно беглого знакомства с постановлениями Минфина РБ от 18.12.2008 № 192 и МНС от 5.04.2002 № 43 и рядом других нормативных актов. Неужто российским банкирам и контролерам не под силу проверить предъявленные ТТН-1 по серии и номеру на сайте www.blank.bisс.by, как это делает любой белорусский бухгалтер? Если нет, тут явно нужна квалифицированная помощь или просто желание этим заниматься. Может, именно в последнем — главная причина «белорусского синдрома», которым страдают иные российские банки, жалуясь на непосильность подобной нагрузки? Ведь некоторые эксперты в РФ уже говорят о необходимости полноценного валютного контроля (с паспортами сделок, ГТД) импорта товаров из Беларуси как единственной меры борьбы с нелегальными схемами, объем которых оценивается в миллиарды долларов.

На этом фоне перспективы Таможенного союза выглядит все более интересными. Особенно после прозрачного намека премьер-министра РФ В.Путина своему киевскому коллеге Н.Азарову о том, что Украина может рассчитывать на снижение цены на российский газ, только вступив в Таможенный союз. Помехой здесь может стать разве что членство Украины в ВТО. Пока наши южные соседи размышляют, Беларусь уже может поделиться с ними своим первым опытом…

Леонид ФРИДКИН

Тем временем

Среднегодовая цена российского газа для Беларуси составит 171,5 USD за 1 тыс. м3. Об этом 26 марта сообщил заместитель председателя правления компании «Газпром» Андрей Круглов. Он пояснил, что такая сумма рассчитана исходя из понижающего коэффициента 0,9. Кроме того, по данным Круглова, за первые месяцы 2010 г. Беларусь задолжала «Газпрому» 94,5 млн. USD.

Напомним, в 2009 г. среднегодовая цена для Беларуси в 2009 г. составляла 148 USD за 1 тыс. м3. Предполагается, что в 2011 г. уровень цен должен обеспечивать равнодоходность с Европой. Впрочем, и в самой России цены на газ к тому времени могут стать рыночными.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях