$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ДЕЛЕЖ НУЖДАЕТСЯ В ПРИСМОТРЕ

14.06.2011

На фоне противоречивых сообщений о том, кому, за сколько и когда будут или не будут проданы крупнейшие белорусские предприятия, весьма символично выглядит учреждение постановлением Совмина от 6.06.2011 № 724 межведомственной комиссии по координации действий, направленных на борьбу с незаконным приобретением активов.

Основными задачами этой комиссии будет обмен информацией и сведениями о наличии фактов, а также попытках незаконного приобретения активов (акций) в Беларуси, о подозрительных (нестандартных) сделках с ними, выработка мер, направленных на выявление фактов и пресечение незаконного приобретения активов, координация работы правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов по выявлению и пресечению случаев незаконного приобретения активов (акций), а также разработка предложений о совершенствовании законодательства в части предотвращения таких действий. Комиссия имеет право запрашивать у республиканских органов государственного управления и иных госорганизаций, подчиненных правительству, необходимую информацию, создавать рабочие группы из специалистов госорганов и экспертов.

Почему такая комиссия понадобилась именно теперь, в постановлении не уточняется. Возможно, это осталось в той его части, которая скрыта под грифом «ДСП». Впрочем, очевидно, что новый орган появляется как нельзя более вовремя: идея масштабного передела собственности вот-вот овладеет массами.

Приватизация все настойчивее стучит в двери и окна белорусских предприятий. Принятый (в немалой степени под давлением МВФ) закон о приватизации, отмена моратория на обращение акций, преобразование сотен госпредприятий в ОАО и планы их продажи порождают в нашем обществе и за рубежом все более отчетливые надежды на переход к частным владельцам собственности, до сих пор старательно удерживаемой в руках государства.

Основными принципами приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в ОАО в законе провозглашаются законность, плановость и системность, гласность, открытость и широкое информирование общественности по вопросам приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в ОАО, равенство субъектов приватизации, возмездность отчуждения им объектов приватизации, соблюдение и защита прав собственников и содействие развитию эффективной социально ориентированной рыночной экономики. Однако будут ли соблюдаться эти принципы на практике? Пока на продажу — открыто и гласно — предлагаются акции сомнительной привлекательности, российские олигархи присматривают наиболее значимые объекты. По ним открытые конкурсы и аукционы с участием белорусов явно не предполагаются. Мы вообще узнаем о таких переговорах зачастую из российских СМИ. А потому у некоторых наших земляков вполне может появиться желание позаботиться о себе самим — по кромке или за гранью правового поля.

Нормы корпоративного законодательства, ограничивающие права дирекции на совершение крупных сделок, сделок с заинтересованностью и операций с участием связанных сторон, не стоит переоценивать. Существует слишком много прямых и косвенных способов их обойти и прискорбно мало практики контроля и противодействия. Не случайно в рейтинге Doing Business наша страна из года в год занимает незавидное 109-е место по уровню защиты инвесторов. Причина в том, что, по оценке Всемирного банка, у белорусских миноритариев очень мало возможностей оспорить наносящие им ущерб сделки и практически никаких — привлечь за это к ответственности виновников — директоров и владельцев контрольного пакета. Может, теперь это заинтересует межведомственную комиссию: не ради бесправных мелких акционеров, а во имя государственной безопасности.

Скажем, закон требует, чтобы с момента создания комиссии по приватизации руководитель госпредприятия согласовывал с ней совершение сделок, влекущих изменение состава и стоимости имущества этого предприятия, сумма каждой из которых превышает 5% его чистых активов на первое число месяца, в котором совершается сделка. Но смогут ли комиссии уследить, чтобы эта норма не нарушалась, и не найдутся ли способы ее обойти, в т.ч. путем манипуляций со стоимостью чистых актив? И не позаботятся ли иные директора в преддверии акционирования, чтобы вывести кое-какое имущество на своих аффилированных лиц до того, как к ним заявится комиссия? Стимул налицо: у нас топ-менеджерам при отставке в связи со сменой собственника «золотые парашюты» не выдаются.

С другой стороны, не секрет, что в Беларуси идет интенсивная скупка акций некоторых АО. Немало рядовых акционеров готово сбыть за любую цену акции, годами приносившие им мизерные дивиденды (если они вообще выплачивались). Порой работников таких АО и вовсе вынуждают «добровольно» подарить свои акции топ-менеджерам (или их подставным лицам). Впрочем, последние тут лишь подражают государству, не раз прибегавшему к подобным методам, когда ему требовался контрольный пакет того или иного предприятия.

Так что работы у новой комиссии будет хоть отбавляй. Если, конечно, все не сведется к показательной порке нескольких зарвавшихся директоров, неуклюже сбывших почти новые здания и технику за гроши фирмам, записанным на двоюродных бабушек…

Леонид Фридкин


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях