$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бюджет

ДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ НА РАЗВИТИЕ©

08.04.2014

Совмин постановлением от 28.03.2014 № 282 определил перечень высокорентабельных организаций, которые должны перечислить в государственный целевой бюджетный фонд национального развития часть прибыли по результатам работы за 2013 год в общей сложности на сумму более 463 млрд. Br.

Дополнительные взносы в фонд национального развития сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с Указом от 28.12.2005 № 637, придется внести 61 предприятию, тогда как год назад по аналогичному постановлению — 77. Традиционно среди них ОАО «Гомельтранснефть «Дружба» (на долю которой приходится почти половина общей суммы платежей), РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» и «ВОЛАТАВТО», «Мозырьсоль» и «Белшина», а также ряд оборонных предприятий.

Любопытно, что из 61 предприятия, включенного в список, 31 — коммунальной собственности (год назад в аналогичном списке их было 36), в основном — УКСы и районные «зеленстрои». А вот отечественные нефтеперерабатывающие заводы и страховые компании постановлением не охвачены — видимо, высокорентабельности не хватило. Из производителей алкоголя поделится с государством сверхприбылью в размере 1001 млн. Br только ОАО «Минский завод игристых вин». Таким образом, представительство предприятий пищевой промышленности в перечне сократилось вдвое. Например, по итогам 2012 г. среди доноров фонда значилось СП ОАО «Спартак». Однако после перехода под контроль государства по сравнению с 2012 г. его чистая прибыль, судя по опубликованной отчетности, сократилась почти на треть, как и Мозырского НПЗ. Впрочем, это лучше общего падения чистой прибыли на 40,7% по итогам 2013 г., зафиксированного Белстатом.

В соответствии с Законом «О республиканском бюджете на 2014 год» государственный целевой бюджетный фонд национального развития формируется в сумме 1930 млрд. Br. Напомним, в соответствии с Указом № 637 унитарные предприятия, государственные объединения и хозяйственные общества, иные унитарные предприятия, государственные объединения и хозяйственные общества ежеквартально перечисляют в бюджет 20% прибыли, а организации, основными видами деятельности которых являются растениеводство, животноводство, смешанное сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, ставка отчислений установлена в размере 5%. Кроме того, ежегодно правительство утверждает перечень высокорентабельных унитарных предприятий, гособъединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ, перечисляющих часть прибыли в фонд национального развития, а также размер этих платежей. В случае неуплаты, неполной уплаты указанных отчислений и платежей предприятия несут ответственность, установленную законодательством за неуплату налогов.

Тем временем в правительстве России дискутируется вопрос о размере дивидендных выплат крупнейших госкомпаний. До недавнего времени они обязаны были направлять на дивиденды (как государству, так и остальным акционерам) не менее 25% чистой прибыли, определенной по российским стандартам бухучета. Начиная с 2013 г. эти компании обязали выплачивать дивиденды в размере 35% прибыли, рассчитываемой по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Это принесло бы российскому бюджету дополнительно 30 млрд. RUB в 2014 г. и по 50 млрд. в 2015 и 2016 гг.

Однако из-за тяжелой ситуации в экономике и ухудшения показателей госкомпаний Минэкономразвития РФ предлагает вернуться к старым правилам. Эффект получается внушительный. Например, у Газпрома консолидированная прибыль по МСФО примерно на 60% выше, чем неконсолидированная по РСБУ, а у Транснефти — в 16 раз. Переход на МСФО повысил бы дивидендную доходность Газпрома с 4,9% до 8,7%, Транснефти — с 0,9% до 8%. В условиях падения стоимости акций высокие дивиденды — единственная причина инвестировать сейчас в российский рынок, да и та тает на глазах.

Но если акционеров российских компаний такие перемены могут огорчить, то их белорусские коллеги давно привыкли к своим правилам. У нас дивиденды считают по прибыли, отраженной в индивидуальной отчетности, составленной по белорусским правилам, причем государство гарантированно получает свою долю прибыли с принадлежащих ему акций. Остальным акционерам приходится рассчитывать только на остатки — если стоимость чистых активов позволяет надеяться на дивиденды.

Вадим ЛЕБЕДЕВ