$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Делать деньги

07.07.2009

Парламентарии настроены на дальнейшее ужесточение законодательства в сфере рекламы и реализации алкогольной продукции. И, похоже, заявленное ранее намерение запретить распитие пива в общественных местах может оказаться не единственной ограничительной мерой. К таким шагам депутатов подталкивает прогрессирующее распространение в стране алкоголизма. А, значит, думать приходится не только о прибылях, но и о здоровье белорусов. По просьбе «ЭГ» свое мнение на этот счет высказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ.

Обороты алкогольной и слабоалкогольной продукции впечатляют. К примеру, по информации концерна «Белгоспищепром» в 2008 г. на внутреннем рынке было реализовано 344 млн. л пива, что в розничных ценах составило более 1 трлн. Br. На этот год правительством поставлена задача увеличить продажи в 1,5 раза! Для этого планируется расширить ассортимент этого продукта, снизить цены, проводить соответствующие акции.

К пиву наше общество относится как к безобидному напитку. Тот, кто пьет водку, — алкоголик, а пьющий пиво — просто безобидно развлекается. С экрана телевизора то и дело звучит: напиток для настоящих мужчин, для самых умных; правильное пиво; как душа белоруса; настоящее сокровище родной земли (!) и т. д. Агрессивная реклама дала результаты. Если в 2000 г. его среднегодовое потребление на душу населения было около 10 л, то теперь — около 50. Отчасти и по этой причине потребление чистого спирта на душу населения с 2005 по 2008 гг. выросло в 1,3 раза и достигло 12,4 л в год.

Итог печален: в республике 180 тыс. хронических алкоголиков, из них 33 тыс. женщины. А ведь подавляющее большинство — люди трудоспособного возраста. У многих из них все начиналось с той же кружки «пенного». Для информации, в литровой бутылке пива содержится до 120 граммов (больше половины граненого стакана) чистого этилового спирта. Доказано, что у алкоголиков очередной запой начинается даже с т.н. безалкогольного пива.

Врачи утверждают, что пивной алкоголизм — это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкогольной зависимости. Неудивительно, что и МВД, и Минздрав инициировали принятие нормативного правового акта, предусматривающего ответственность за распитие пива в общественных местах. Однако, на мой взгляд, подобная поправка в закон не решит проблему алкоголизма. Реклама, трепетно сохраняемая на ТВ, будет мешать достижению благородной цели.

Вообще как-то даже странно получается: одной рукой мы по-прежнему активно поощряем производство и потребление пива, стимулируем рост его продаж, а другой — собираемся наказывать за потребление того, что так старательно популяризуют СМИ.

Становится очевидным, что введенные нами частичные ограничения рекламы по времени, ее продолжительности, уровню звука и содержанию не дают нужного результата. К тому же многие буквально игнорируют букву закона. Как можно расценивать слоганы, сопровождающие рекламу: «даже важные дела могут подождать» или «пиво марки N — это интересные встречи, отличный вкус»? Не призыв ли это к употреблению пива, что запрещено ст. 18 Закона «О рекламе»?

Бороться со спаиванием молодежи, да и не только ее, надо не точечно, а комплексно. Причем в мире уже наработаны соответствующие эффективные методы. В их числе продажа всех спиртных напитков в непрозрачных пакетах (ведь человек, несущий в руках бутылку, является «ходячей рекламой» этого продукта). Это и увеличение цены алкоголя. Кстати, начало пивного алкоголизма в нашей стране можно отнести к 70-80 годам прошлого столетия. Именно тогда пенный напиток начал пользоваться большим спросом из-за того, что в переводе на 1 г алкоголя это было самое дешевое спиртное: за 1 копейку можно было приобрести 1,2-1,4 г пивного спирта и только около 0,5 г водочного.

Уверен, эффективной мерой будет ужесточение требований к телевизионной рекламе: смещение ее на еще более позднее время, исключение звукового сопровождения демонстрируемых торговых марок, запрет на рекламу иностранного продукта. И, безусловно, следует сместить возрастной порог, разрешающий употребление пива, — до 21 года.

Помню, какие ожесточенные дебаты проходили в парламенте, когда мы впервые принимали закон, запрещающий рекламу крепких спиртных напитков и табака. Звучали даже угрозы в адрес депутатов. Еще бы, ведь эти меры уменьшали доходы определенных лиц: от производителей до рекламодателей. Причем доходы не малые. И там, где речь идет о деньгах, некоторые стараются о морали не упоминать — «деньги не пахнут».

Следует ставить вопрос несколько иначе, не о том, сколько сотен миллиардов мы добавим в казну, а какого качества получим рабочих, служащих, ученых и политиков спустя лет десять из спитых парней и девушек? Какие дети в будущем родятся от них? Ведь мы говорим о здоровье нации, а значит, торг здесь уже неуместен.