Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38 (2535) от 27.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5432
EUR:
2.6454
RUB:
4.1545
Золото:
150.87
Серебро:
1.79
Платина:
77.11
Палладий:
163.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДЕКРЕТ N 4 собираются улучшить

Чуть больше месяца (до 1 мая 2003 г.) остается индивидуальным предпринимателям, имеющим больше трех наемных работников, чтобы избавиться от "лишних" людей либо преобразоваться в юридическое лицо, как того требует Декрет Президента N 4 от 2003-01-27 г. "О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности"...
Чуть больше месяца (до 1 мая 2003 г.) остается индивидуальным предпринимателям, имеющим больше трех наемных работников, чтобы избавиться от "лишних" людей либо преобразоваться в юридическое лицо, как того требует Декрет Президента N 4 от 2003-01-27 г. "О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности".

Уже сегодня ясно, что установленный срок порождает большое количество коллизий. Поскольку таких предпринимателей в нашей республике немало, то проблема приобретает социально значимый характер. На этот фактор сегодня обращают внимание как сами предприниматели, так и ряд представителей властных структур, общественные организации. Если посмотреть на складывающуюся ситуацию более внимательно, то становится понятным, что в оставшееся время невозможно решить все те проблемы, которые неизбежно возникнут при преобразовании в фирму либо при увольнении "сверхнормативного" числа привлекаемого персонала.

Сейчас власти ведут консультации по поводу возможных изменений в Декрет N 4. Это касается как продления первомайского срока, так и других аспектов предпринимательской деятельности. Предлагаемые меры по смягчению ситуации обсуждаются на разных уровнях. Необходимо признать: документ, ревизирующий основные правила жизнедеятельности предпринимателей, оказался некачественным. Будь по-иному -- не пришлось бы сейчас ломать голову над тем, как "поправить" Декрет, сохранив лицо. Некачественное нормотворчество, выражающееся в сотнях и тысячах поправок своего труда, "напрягающее" общество, дезориентирующее деловую среду и, в конце концов, дискредитирующее саму власть, -- тема отдельного разговора. Здесь можно только заметить, что такое было бы невозможным, прими власть простое правило. А именно: прежде чем принять решение, выслушай мнения тех, кого будут касаться решения. Уж эти заинтересованные подскажут все, что завтра может потребовать пересмотра.

Но, наверное, чему-то безымянные авторы документов все же учатся. К разработке поправок в Декрет N 4 привлечен и Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского. Хорошо, конечно, что привлечен. Но плохо, что только один союз. Почему бы не задействовать в поправках и другие объединения, стоящие еще ближе к предпринимательской среде?

На прошлой неделе БСПН отправил свой проект поправок в Совет Министров. Что же там предлагается?

Как отметил президент союза Георгий Бадей, во-первых, необходимо отодвинуть срок начала действия новых правил на два месяца, то есть до 1 июля 2003 г. Во-вторых, сохранить за преобразующимися в юрлица предпринимателями правопреемство в отношении прав и обязанностей, возникших ранее, в период их индивидуальной предпринимательской деятельности. В-третьих, разрешить продолжить трудовые отношения с работниками с их согласия при осуществлении преобразования. В случае же несогласия -- прекращать трудовые отношения по п.5 ст.35 Трудового кодекса (отказ работника выполнять свои функции в связи с реорганизацией (преобразованием) организации).

Кроме того, союз считает необходимым разрешить преобразовывающимся организациям регистрироваться по месту жительства: квартирах, домах, принадлежащих им на праве собственности. Эти коммерческие организации должны также иметь право сформировать уставный фонд в размере 50% от минимального размера, разрешенного для соответствующей организационно-правовой формы, и в срок до двух лет со дня государственной регистрации. При этом и плата за регистрацию должна также взиматься в размере 50% от нормы. И наконец, за возникшими на месте индивидуального предпринимателя организациями должны сохраниться лицензии, сертификаты, УНН и другие разрешительные документы, а Национальный банк должен обеспечить для них упрощенный порядок открытия счетов в банках.

Нельзя сказать, что предложения БСПН являются какими-то откровениями для власти, тем более для самой предпринимательской среды. О них говорили еще до выхода Декрета N 4. Уже тогда отмечалось, что неизбежно возникнет проблема с персоналом. Независимо от вида трудового договора в данной ситуации он может быть расторгнут только по двум основаниям -- по соглашению сторон либо по сокращению численности. Во втором случае необходимо не менее чем за два месяца предупредить работника о предстоящем сокращении, в установленном порядке уведомить об этом органы службы занятости, выплатить связанную с сокращением компенсацию (выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка). Обращалось внимание и на то, что процесс создания коммерческой организации у нас достаточно сложен и материально обременителен. Поэтому при всем желании индивидуального предпринимателя "перерегистрироваться" в юридическое лицо он может не успеть с этим до 1 мая 2003 г. Кем же он тогда станет в день Праздника труда (так теперь у нас называется Международный день солидарности трудящихся)? Ответа на этот вопрос по сути нет. Признать деятельность индивидуального предпринимателя незаконной и запретить ее можно по строго определенным действующим законодательством основаниям. Там основания "более трех человек привлекаемого персонала" нет. Вместе с тем есть Декрет N 4, который требует не превышать трех единиц "привлекаемых". Такая ситуация, которую, повторю, видели многие, во-первых, создает почву для массовых обращений предпринимателей в суды за защитой своих интересов, а с другой стороны, отдает признание законности либо незаконности деятельности индивидуального предпринимателя с количеством персонала свыше трех человек после красной даты календаря в руки контролирующих органов.

Как считает Георгий Бадей, на сей раз власть просто обязана принять во внимание предложения, высказанные от имени индивидуальных предпринимателей. Их игнорирование будет слишком очевидным противоречием здравому смыслу.

Если бы так же считала и сама власть...