Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Консультации
04.02.2003 33 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Декларирование доходов от предпринимательской деятельности, полученных в 2002 году

Многие предприниматели должны будут представить в налоговый орган декларацию о совокупном годовом доходе за 2002 год. Доходы от предпринимательской деятельности отражаются в разделе 3 декларации. Данный раздел предусматривает отражение по видам деят...

Многие предприниматели должны будут представить в налоговый орган декларацию о совокупном годовом доходе за 2002 год. Доходы от предпринимательской деятельности отражаются в разделе 3 декларации.

Данный раздел предусматривает отражение по видам деятельности выручки и расходов, а также доходов и расходов по внереализационным операциям.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных показателей в отдельности. Для этого обратимся к данным учета, которые являются основанием для заполнения декларации, и проверим, все ли верно отражалось в течение года.

1. Начнем с показателя "выручка".

Правила отражения в учете выручки установлены следующими нормативными правовыми актами:

Инструкция о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, утвержденная постановлением МНС от 2002-02-20г. N 16;

Инструкция о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями, утвержденная постановлением ГНК и Минфина от 2000-08-14г. N 75/85;

Положение о порядке отражения в бухгалтерском учете и налогообложении товарообменных операций, утвержденное приказом Минфина и ГНК от 6.04.99г. N 77/63;

постановление Совмина и Нацбанка от 11.08.93г. N 536/ 20 "О мерах по упорядочению торгово-экономических отношений и взаиморасчетов с государствами, ранее входившими в СССР".

В соответствии с названными актами законодательства в выручку включаются:

-- суммы денежных средств, поступившие за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, оказанные услуги) на счета в учреждениях банков и (или) в кассу предпринимателя;

-- суммы денежных средств, поступивших на счета в учреждениях банка и (или) кассу предпринимателя в виде вознаграждений, сборов и (или) других платежей по договорам поручения, комиссии или консигнации либо иным аналогичным договорам.

Как видим, в выручку комиссионера (поверенного) засчитывается не вся сумма поступивших (на счета в учреждениях банка и (или) кассу предпринимателя) от реализации товаров (работ, услуг) денежных средств, а только суммы, поступившие в виде вознаграждений, сборов и (или) других платежей по договорам;

стоимость отгруженных продукции, товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в рамках исполнения товарообменных договоров. Отметим, что при совершении товарообменных операций в выручку следует включить стоимость (учетную цену) отгруженных товаров (продукции) независимо от времени встречной поставки товаров (предварительной либо последующей). При этом формирование учетной цены производится предпринимателями в соответствии с постановлением Совмина от 24.03.99г. N 405 "О вопросах ценообразования при совершении товарообменных операций".

Обратим внимание, что товарообменные операции определены законодательством как операции, осуществляемые в пределах исполнения договоров, в том числе внешнеэкономических, предусматривающих обмен продукции, товара, за исключением работ, услуг, на эквивалентное по стоимости количество другого товара по товарообменным (бартерным) договорам, предусматривающим полный или частичный расчет в товарной форме.

Если индивидуальный предприниматель заключил первоначально денежные контракты, но были изменены условия, предусматривающие в дальнейшем осуществление полного или частичного расчета в товарной форме, то такие контракты также следует рассматривать как товарообменные. Соответственно с таким изменением следует откорректировать данные учета. Корректировка производится на дату подписания изменений условий расчетов по контракту.

Например, индивидуальный предприниматель в ноябре 2002г. отгрузил предприятию товары стоимостью 750 тыс. руб. В этом же месяце предприятием товары были оплачены частично в сумме 520 тыс. руб., и указанная сумма отражена предпринимателем в составе выручки. 11 декабря в договор внесены изменения, согласно которым предприятие обязалось в счет оплаты (в недостающей сумме 230 тыс. руб.) поставить другие товары. Фактически поставка товаров осуществлена предприятием в январе 2003г. Исходя из приведенных условий предприниматель должен 11 декабря отразить в составе выручки 230 тыс. руб. (поскольку на указанную дату все товары предпринимателем были отгружены, несмотря на то что предприятие поставило свои товары только в 2003г.).

Обратим внимание, что обмен товаров на работы (услуги) или одних работ (услуг) на другие не является товарообменной операцией.

Это следует из приведенного определения товарообменных операций. Соответственно поступление товаров, выполнение подрядчиками работ или оказание услуг рассматриваются как выручка в натуральной форме за реализованные предпринимателем товары, работы, услуги.

Например, индивидуальный предприниматель отгрузил предприятию товары в декабре 2001г. В январе 2002г. предприятие оказало предпринимателю транспортные услуги на стоимость полученных товаров. Поскольку в данной ситуации имеет место оплата в натуральной форме, то она отражается в составе выручки в январе 2002г. (в отличие от товарообменной операции при встречной поставке предприятием товаров, когда выручка отражалась бы в учете в декабре 2001г.);

-- стоимость отгруженных продукции, товаров (выполненных работ, оказанных услуг), оплаченных третьими лицами (при проведении зачета взаимных требований);

-- стоимость продукции, товаров, выданных в счет погашения задолженности по оплате труда физических лиц, привлекаемых по трудовым и гражданско-правовым договорам;

-- стоимость продукции, товаров, переданных в счет погашения задолженности перед юридическими лицами и предпринимателями;

-- суммы полученных векселей по отгруженным продукции, товарам (выполненным работам, оказанным услугам);

-- иные поступления, связанные с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Отдельно необходимо остановиться на порядке отражения в учете выручки при реализации продукции (работ, услуг) субъектам хозяйствования других государств, ранее входивших в СССР, который установлен постановлением Совмина и Нацбанка от 11.08.93г. N 536/20 "О мерах по упорядочению торгово-экономических отношений и взаиморасчетов с государствами, ранее входившими в СССР". В соответствии с указанным постановлением такая реализация отражается в учете и отчетности по поступлении выручки, но не позднее 60 дней со дня отгрузки продукции (выполнения работ, услуг), если эта выручка не востребована в законном порядке.

При реализации продукции (работ, услуг) субъектам хозяйствования иных государств отражение в учете выручки производится только при осуществлении расчетов.

Кроме того, в соответствии с Законом (далее -- Закон) "О подоходном налоге с физических лиц" при определенных условиях в составе выручке могут быть отражены и суммы предварительной оплаты:

во-первых, если в счет этой оплаты реализована продукция (товары, работы, услуги), то есть произведена отгрузка продукции, товаров (выполнение работ, оказание услуг);

во-вторых, по истечении 30 дней с момента их поступления, если отсутствует факт реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Каждое из этих условий следует рассматривать в отдельности.

Также необходимо отметить, что правило учета предварительной оплаты распространяется и при ее поступлении в натуральной форме -- при поступлении товаров (но не в рамках исполнения товарообменных операций), выполнении работ, оказании услуг.

2. Следующий показатель раздела 3 декларации о совокупном годовом доходе -- расходы.

Основным документом, определяющим порядок учета расходов, является Положение о составе расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, и порядке их исключения из выручки, утвержденное постановлением ГНК, Минэкономики, Минфина, Минстата, Министерства предпринимательства и инвестиций и Минкультуры от 2000-06-12г. N 55/117/59/30/12/11 (далее -- Положение о составе расходов). На протяжении всего 2002г. действовала одна редакция Положения (последние изменения и дополнения были внесены 9 августа 2001г.).

При заполнении в декларации за 2002г. показателя "расходы" возможны два варианта.

Первый. Включить в декларацию документально не подтвержденные расходы по установленному Законом нормативу.

Второй. Учесть только документально подтвержденные расходы.

Остановимся на каждом варианте в отдельности.

При использование первого варианта исключение документально не подтвержденных расходов из выручки производится при соблюдении следующих правил:

во-первых, такие расходы исключаются в размере 10% выручки, полученной за соответствующий отчетный период;

во-вторых, исключение документально не подтвержденных расходов из выручки производится в разрезе видов деятельности (индивидуальный предприниматель, осуществляющий несколько видов деятельности, вправе самостоятельно определить, по каким из них документально не подтвержденные расходы будут учитываться по установленному нормативу);

в-третьих, по виду деятельности из выручки могут быть исключены только документально не подтвержденные расходы в установленном размере, то есть по виду деятельности любые другие документально подтвержденные расходы (в том числе и расходы, связанные с осуществлением нескольких видов деятельности, приходящиеся на данный вид деятельности) не учитываются.

Учет документально подтвержденных расходов, предусмотренный вторым вариантом, сопряжен с соблюдением значительно большего числа правил:

во-первых, индивидуальным предпринимателем могут быть учтены только те виды расходов, которые предусмотрены Положением о составе расходов.

Вместе с тем у индивидуальных предпринимателей существуют расходы, связанные с особенностями осуществляемой деятельности и не предусмотренные Положением о составе расходов. Такие расходы отражаются в декларации (на протяжении года -- в расчетах подоходного налога) только по согласованию с налоговым органом.

Такое согласование производится (как по видам, так и по размерам расходов) на основании письменного заявления индивидуального предпринимателя до истечения срока представления декларации. В заявлении должно быть подробно приведено обоснование необходимости произведенных расходов для осуществляемого предпринимателем вида деятельности.

Только по результатам вынесенного налоговым органом положительного решения о согласовании затраты могут быть включены в состав расходов (в полном размере либо частично). Если в течение 2002 г. такие расходы учитывались в расчетах подоходного налога, то индивидуальный предприниматель должен внести соответствующие изменения в учет и представить уточненный расчет подоходного налога за IV квартал. Соответственно расходы, не предусмотренные в Положении о составе расходов, в декларации не отражаются. Для их включения в декларацию следует произвести согласование с налоговым органом.

Однако не все расходы могут быть согласованы с налоговым органом. Положением предусмотрен перечень расходов, которые не подлежат включению в состав расходов и соответственно не отражаются в декларации. Это:

расходы, не подтвержденные документально;

расходы по уплате пеней, штрафов и иных санкций за налоговые нарушения, а также других санкций, источником уплаты которых в соответствии с законодательством являются собственные средства;

расходы, связанные с повышением квалификации индивидуального предпринимателя, за исключением платы за подготовку (переподготовку, повышение квалификации) индивидуального предпринимателя в случаях, когда в соответствии с законодательством такая подготовка (переподготовка, повышение квалификации) является обязательным условием для получения (продления срока действия) специальных разрешений (лицензий);

расходы в виде убытков от списания имущества в связи с его уничтожением, утратой, хищением или по другим обстоятельствам;

оплата за обучение физических лиц независимо от отношения указанных лиц к производству и реализации товаров, за исключением платы за подготовку (переподготовку, повышение квалификации) работников в случаях, когда в соответствии с законодательством такая подготовка (переподготовка, повышение квалификации) является обязательным условием для получения (продления срока действия) специальных разрешений (лицензий);

расходы, произведенные сверх норм, установленных законодательством;

расходы на непроизводственные цели, связанные с организацией отдыха, развлечений, досуга;

взносы на государственное социальное страхование, уплачиваемые от дохода предпринимателей, платежи по всем видам добровольного страхования, кроме платежей за страховые полисы (страховые взносы) по добровольному страхованию ответственности перед таможенными органами согласно Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с использованием книжки МДП от 14.11.75г.;

во-вторых, отражаемые в декларации расходы должны быть документально подтверждены.

Для подтверждения произведенных расходов используются подтверждающие оплату и поступление материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг) документы, оформленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством к оформлению первичных бухгалтерских документов. При приобретении материальных ценностей за пределами Беларуси и России, а также товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в РФ, в т.ч. на рынках, и отсутствии документов, подтверждающих их оплату, в расходы включается таможенная стоимость вещей, определенная в соответствии с таможенным законодательством, при условии представления документов, заверенных таможенным органом РБ, с указанием таможенной стоимости и характеристик вещей, необходимых для оформления первичных бухгалтерских документов;

в-третьих, для различных видов расходов может быть свой порядок их исключения из выручки.

Положение о составе расходов условно определяет две таких группы расходов.

В первую входят материальные затраты, расходы на приобретение товаров, остаточная стоимость реализуемых основных средств и иного имущества, которые учитываются в том периоде, в котором поступила выручка, с получением которой они связаны.

Ко второй группе отнесены все иные виды расходов. Эти затраты учитываются в том периоде, в котором (за который) они произведены;

в-четвертых, документально подтвержденные расходы по отдельным видам деятельности могут быть учтены в пределах полученной в 2002г. выручки.

Например, индивидуальный предприниматель получил в 2002г. выручку в сумме 7525000 руб. и понес расходы в сумме 3423000 руб., в том числе по виду деятельности А -- 5300000 руб. и 1100000 руб., по виду деятельности Б -- 2225000 руб. и 2323000 руб. соответственно. В декларации по показателю "расходы" по виду деятельности А необходимо отразить сумму 1100000 руб, а по виду деятельности Б -- 2225000 руб. (в пределах полученной выручки).

в-пятых, по некоторым видам расходов установлены ограничения их размера в целях налогообложения, то есть расходы должны корректироваться с учетом установленных законодательством норм и нормативов.

К таким расходам, в частности, относятся:

-- амортизация основных средств (рассчитывается исходя из норм амортизационных отчислений);

-- потери от недостачи материальных ценностей списываются в пределах норм естественной убыли, установленных решением Белкоопсоюза и Минторговли от 2.04.97г. N 35/42 "О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете";

-- выплаченные работникам суточные, а также возмещенные расходы по найму жилого помещения в случае отсутствия подтверждающих документов (и только при служебных командировках в пределах РБ) учитываются при исчислении налога в пределах норм, устанавливаемых Минфином.

В течение 2002г. при определении норм командировочных расходов при служебных командировках в пределах РБ следовало руководствоваться следующими нормативными правовыми актами Минфина:

постановлением от 18 12.2001г. N 122 "Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках" (с 1.01.2002г.);

постановлением от 19.12 2001г. N 128 "Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках" (с 1.10.2002г.);
 
======================================================================
                                      Размеры возмещения           
                          -----------------------------------------
                          суточных   суточных при однод-  расходов по  
                                     невных служебных     найму жилого 
                                     командировках и      помещения без
                                     командировках в      представления
                                     такую местность,     подтверждающих
                                     откуда имеется       документов   
                                     возможность ежед- 
                                     невно возвращаться
                                     к месту постоян.  
                                     жительства        
======================================================================

Сумма возмещения                       
с 1 января по 30 сентября  3 500        1 750             1 050
с 1 октября по 31 декабря  4 000        2 000             1 200
============================================================

При направлении индивидуальным предпринимателем работников в служебные командировки за границу возмещение командировочных расходов должно было производиться в соответствии с постановлением Минфина от 2001-01-30г. N 7 "Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу" (с учетом изменений, внесенных постановлением от 2002-02-22г. N 22. Согласно этому постановлению нормы оплаты командировочных расходов при командировании в страны -- участницы Экономического и валютного союза были установлены в евро);

-- расходы на рекламу, информационные, консультационные и маркетинговые услуги учитываются в пределах нормативов, установленных постановлением Совмина от 10.06.94г. N 429 "Об установлении нормативов расходования средств на рекламу, информационные, консультационные и маркетинговые услуги, подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях" (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с названным постановлением расходы на оплату консультационных и информационных услуг, которые индивидуальные предприниматели могут учесть при исчислении подоходного налога на основании декларации, не могут превышать 0,5% выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) за 2002 год.

При решении вопроса отнесения произведенных расходов к информационным, консультационным и маркетинговым услугам надо руководствоваться Разъяснением порядка включения в себестоимость продукции (работ, услуг) информационных, консультационных и маркетинговых услуг, утвержденным Минэкономики от 10.12.98г. N 13-11/7128, Минфином от 10.12.98г. N 30, Минюстом от 16.12.98г.(с изменениями и дополнениями).

Нормативы расходования средств на рекламу и маркетинговые услуги установлены в 2002г. в следующем размере:
 
============================================================================
Объем выручки от реализации           Предельный размер расходов на
продукции (работ, услуг) в год        рекламу и маркетинговые услуги
----------------------------------------------------------------------------
До 1350 млн.руб. включительно         5% от объема выручки
Свыше 1350 млн.руб.                   67,5 млн.руб.+2,5% от объема
                                      выручки, превышающей
                                      1350 млн.руб.
Свыше 13500 млн.руб.                  371,25 млн.руб.+1% от объема
                                      выручки, превышающей
                                      13500 млн.руб.
============================================================

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления туристических услуг, а также театрально-зрелищные, концертные организации, цирки системы Минкультуры увеличивают исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в три раза.

Расходы индивидуальных предпринимателей на оплату рекламы, размещенную в государственных республиканских и местных телерадиоорганизациях, не подлежат нормированию и учитываются при исчислении подоходного налога в полном объеме.

Установленные постановлением Совмина от 10.06.94г. N 429 ограничения не распространяются на индивидуальных предпринимателей, основной деятельностью которых является предоставление информационных, консультационных, маркетинговых услуг (при подтверждении соответствующей записью в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), расходы на оплату данных услуг не нормируются. Аналогично для индивидуальных предпринимателей, основной деятельностью которых является организация выставок, ярмарок, не нормируются расходы на рекламу в части затрат по организации этих мероприятий;

-- затраты на топливо по автотранспортным средствам определяются исходя из его фактического расходования в пределах действующих в Республике Беларусь линейных норм топлива для соответствующей марки автомобиля. Такие нормы определены в Сборнике норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили и тракторную технику Республики Беларусь, утвержденном Минтранса 23.10.96г. (с дополнениями). При отсутствии указанных норм по используемой в предпринимательской деятельности марке автомобиля до момента их разработки по заявке субъекта хозяйствования израсходованные горюче-смазочные материалы включению в расходы не подлежат.

Увеличение норм расхода топлива возможно только в случаях, рекомендуемых названным Сборником (например, при работе в зимнее время, при работе в городах с населением от 300 тыс. до 1 млн. жителей, при эксплуатации автомобилей после полного начисления амортизации).

3. При отражении в декларации показателей "доходы" и "расходы" по внереализационным операциям следует отметить следующее.

Перечень внереализационных доходов приведен в пункте 40 Инструкции о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц (утв. постановлением МНС от 2002-02-20г. N 16) и включает:

штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы, образовавшиеся в результате возмещения убытков, возникших в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения договорных обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности;

положительные разницы, возникающие при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностранных валют;

излишки имущества, выявленные при инвентаризации;

задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, либо непогашенная задолженность при прекращении предпринимательской деятельности;

денежные средства и иные ценности, полученные в результате распределения прибыли участников договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);

безвозмездно полученные денежные средства и иное имущество;

доходы по банковским счетам, вкладам (депозитам), которые используются при осуществлении предпринимательской деятельности;

иные доходы, не связанные с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

То есть в состав внереализационных доходов подлежат включению все доходы предпринимателя, получение которых не связано непосредственно с реализацией продукции, товаров, работ, услуг вне зависимости от того, указаны эти доходы в перечне или нет.

Перечень внереализационных расходов определен пунктом 9 Положения о составе расходов и включает:

-- суммы, уплаченные в виде санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, и расходы по возмещению причиненных убытков.

Такой вид расходов может быть исключен из выручки в размерах, не превышающих размер доходов, полученных по соответствующим договорам;

-- отрицательные разницы, образовавшиеся при изменении Национальным банком курсов иностранных валют, по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

-- разницы, возникающие при изменении Нацбанком курсов иностранных валют на дату расходования займа (кредита) в иностранной валюте и на дату возврата заимодавцу (кредитору) займа (кредита), использованного на приобретение товаров;

-- расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки.

Иные виды внереализационных расходов, не перечисленные в перечне, при исчислении подоходного налога не учитываются. Для того чтобы их включить в декларацию, потребуется данный вопрос согласовать с налоговым органом (см. порядок согласования в пункте 1 статьи).

Внереализационные расходы отражаются в декларации в сумме, не превышающей доходы от реализации товаров, работ, услуг и внереализационных доходов.

В заключение напомним, что предприниматели представляют декларацию о совокупном годовом доходе за 2002 год по месту регистрации в качестве налогоплательщика не позднее 3 марта 2003г.

Разница между исчисленной суммой налога и суммами налога, уплаченными (удержанными) в течение года, подлежит уплате либо по заявлению индивидуального предпринимателя возврату или зачету налоговыми органами не позднее 15 мая.

Не исключено, что индивидуальный предприниматель после представления декларации о совокупном годовом доходе может обнаружить неполноту сведений или ошибки, приведшие к занижению подлежащей уплате суммы налога. В таком случае он вправе представить до 15 апреля уточненную декларацию и уплатить недостающую сумму налога в срок не позднее 15 мая. Ставки подоходного налога исходя из совокупного годового дохода опубликованы в "НЭГ" N 96 за 2002г., с.3.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений