Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Юридическим лицам
12.05.2017 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Декларирование доходов и имущества: — есть существенные новшества

Порядок декларирования физическими лицами доходов и имущества существенно изменился. С 15.07.2017 г. вступает в силу Закон от 9.01.2017 № 16-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования доходов и имущества» (далее – Закон № 16-З). Статьей 1 Закона № 16-З скорректирован Закон от 4.01.2003 № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» (далее – Закон № 174-З).

Рассмотрим новшества в порядке декларирования доходов и имущества граждан, а также порядок проведения контрольных мероприятий в этой сфере.

Прежде всего отметим, что с учетом внесенных в Закон № 174-З изменений его сфера действия будет распространяться на отношения, регулирующие порядок декларирования доходов и имущества физическими лицами по письменному требованию налогового органа. При этом порядок декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными обязанными лицами предусмотрен ст.ст. 28–32 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».

Законом № 174-З в редакции, вступающей в силу с 15.07.2017 г., установлен перечень оснований, допускающих направление гражданам требования о представлении деклараций о доходах и имуществе. Такая декларация может быть истребована у физического лица только в следующих случаях:

при наличии в налоговом органе информации о превышении стоимости имущества, принадлежащего физическому лицу, и расходов этого лица над его доходами, полученными из законных источников, в размере не менее 250 базовых величин (БВ) исходя из размера БВ, установленной на день установления такого превышения;

на основании письменного запроса органов КГК, органов внутренних дел, органов госбезопасности, органов прокуратуры и Следственного комитета (далее – СК).

При этом установлено, что запросы об истребовании деклараций о доходах и имуществе могут быть направлены только в связи с ведением административного процесса, а также по уголовным делам и находящимся в производстве материалам по заявлениям и сообщениям о преступлениях; должны быть подписаны Председателем СК и его заместителями, начальниками управлений СК по областям и г. Минску и их заместителями, начальниками районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов СК и их заместителями.

При этом отметим, что по сравнению с прежней редакцией Закона № 174-З ограничен круг должностных лиц правоохранительных органов, наделенных правом направлять в налоговые органы запросы об истребовании деклараций о доходах и имуществе. Таким правом больше не будут обладать начальники главных управлений КГК и их заместители, начальники главных управлений МВД и их заместители, начальники главных управлений органов госбезопасности и их заместители, а также начальники управлений Ген­прокуратуры;

в иных случаях по решению министра по налогам и сборам и его заместителей.

Обратим особое внимание, что Законом № 16-З закреплены права налоговых органов на истребование декларации о доходах и имуществе, а также на проведение сопоставления расходов и доходов не только за полный календарный год, но за истекший период текущего календарного года. Данная норма позволит налоговым органам осуществить контроль за соответствием расходов и доходов граждан в отношении расходов, понесенных в текущем календарном году.

Напомним, что до вступления в силу Закона № 16-З налоговые органы вправе требовать представления декларации о доходах и имуществе только за полный календарный год или несколько полных календарных лет. Следовательно, контроль за соответствием расходов физического лица доходам также пока возможен только за полный календарный год (несколько полных календарных лет), поэтому налоговые органы не могли осуществлять контроль за расходами, понесенными в текущем календарном году, поскольку для проведения проверки надо было ожидать окончания календарного года.

Законом № 16-З изменен срок представления декларации о доходах и имуществе по требованию налогового органа: такая декларация будет представляться в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вручения физическому лицу требования о ее представлении. Напомним, что в действующей редакции Закона № 174-З декларация о доходах и имуществе представляется в срок, установленный в письменном требовании, который не может быть менее 10 рабочих дней, если иное не предусмотрено законодательными актами или нормативными правовыми актами Совмина. Данные изменения обусловлены практикой применения данной нормы, когда физические лица требование о представлении декларации получали за несколько дней до указанного в нем срока ее представления либо после него.

Также с учетом внесенных в Закон № 174-З корректировок физические лица вправе в декларации о доходах и имуществе отразить сведения (пояснения) об источниках и размерах доходов, за счет которых приобретено (получено) имущество, указанное в такой декларации, и за счет которых произведены расходы, суммы которых указаны в требовании о представлении указанной декларации. Из Закона № 174-З исключены положения, регламентирующие порядок направления налоговым органом требования о представлении декларации о доходах и имуществе, случаи переноса срока представления этой декларации, а также отмены такого требования. Указанные нормы теперь будут устанавливаться Совмином, и они должны быть установлены до 1.07.2017 г.

Законом № 16-З изменены перечни доходов и имущества, подлежащие декларированию. Так, не надо будет указывать в декларации:

– вознаграждения от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания, в т.ч. в виде процентов;

– товары, полученные в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров;

– доходы, получаемые в рамках бонусных, маркетинговых и (или) иных аналогичных программ;

– скидки с цены (тарифа) товаров (работ, услуг);

– купонный или процентный доход по облигациям;

– произведения искусства, драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также строительные материалы.

Данные поправки в Закон № 174-З обусловлены необходимостью упрощения заполнения декларации о доходах и имуществе, а также отсутствием возможности контроля за полнотой указания сведений об имуществе, право собственности на которое не подлежит регистрации в уполномоченных органах. Также уточнено, что не надо декларировать коммерческие займы. Напомним, что согласно ст. 770 ГК под таким займом понимаются аванс, предоплата, отсрочка и рассрочка оплаты товаров, работ или услуг.

Вместе с тем перечень имущества, подлежащего обязательному декларированию, дополнен таким объектом недвижимого имущества, как машино-место. Данное дополнение обусловлено нормами Закона от 3.06.2011 № 271-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», согласно которому в объекты недвижимого имущества включены машино-места.

Кроме того, с 15 000 до 2000 БВ снижена стоимость на дату приобретения долей в уставных фондах (акций) хозяйственных товариществ и обществ, а также пред­приятий как имущественных комплексов (в отношении этого имущества, приобретенного до 1.03.2002 г., – 2000 минимальных зарплат), при превышении которой данное имущество подлежит декларированию.

Законом № 16-З изменен порядок заполнения декларации о доходах и имуществе. Так, из Закона № 174-З исключены нормы, предусматривающие воз­можность не декларировать (при условии представления декларации о доходах и имуществе в этот же налоговый орган):

– сведения о доходах, ранее отраженных в предыдущей декларации;

– имущество, если его состав по сравнению с ранее задекларированным не изменился.

Законом № 16-З урегулированы отдельные вопросы, связанные с контролем в сфере декларирования. Во-первых, установлено, что контроль, проводимый налоговыми органами в сфере декларирования доходов и имущества, осуществляется в форме камеральной проверки. По результатам такой проверки требуется составление справки либо акта проверки и решения по нему и, соответственно, ознакомление физического лица с ее результатами с правом обжалования решения налогового органа в случае несогласия с ним.

Во-вторых, детально регламентированы сроки проведения такого контроля. Так, срок контроля в сфере декларирования не может превышать 30 рабочих дней, который начинается со дня, следующего за днем представления физическим лицом декларации о доходах и имуществе.

При наличии определенных Законом № 174-З обстоятельств проведение камеральной проверки может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа на срок, не превышающий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – не превышающий 6 месяцев). Кроме того, срок проведения камеральной проверки может быть однократно продлен, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих изучению, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий.

В-третьих, определен порядок проведения налоговыми органами сопоставления сумм расходов и доходов граждан, обязанных представить декларацию о доходах и имуществе, но не представивших эту декларацию (ст. 12 Закона № 174-З в редакции, действующей с 15.07.2017 г.). Данный порядок аналогичен порядку сопоставления расходов и доходов граждан, предоставивших в налоговые органы декларации о доходах и имуществе. Так, за налоговыми органами сохраняется обязанность истребования у физического лица пояснений об источниках доходов при установлении фактов превышения расходов над доходами, а у физических лиц – право представлять пояснения об источниках доходов, направленных на приобретение имущества и на иные расходы.

При этом налогообложение доходов, исчисленных исходя из сумм превышения расходов над доходами, будет осуществляться только в случае, если физическое лицо не представит пояснения об источниках доходов по письменному требованию налогового органа или если представленные физическим лицом пояснения не позволят установить источник доходов. В случае получения физическим лицом требования о представлении декларации о доходах и имуществе и непредставления ее в течение 30 календарных дней со дня наступления установленного срока подачи этой декларации налоговый орган вправе осуществлять контроль в сфере декларирования на основании имеющейся у него информации о доходах, имуществе и расходах физического лица без истребования указанной декларации.

При этом период, за который налоговый орган проводит сопоставление сумм расходов и доходов физического лица, составляет полный календарный месяц (несколько полных календарных месяцев) текущего календарного года, предшествующий (предшествующих) месяцу, в котором налоговый орган направил физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, а также 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговый орган направил такое требование.

Если налоговый орган при осуществлении контроля за соответствием расходов доходам физического лица установил, что расходы превышают доходы либо факт получения дохода не подтверждается, он направляет этому лицу требование о представлении пояснений об источниках доходов, которые должны быть представлены в налоговый орган в письменной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения данного требования. Физическое лицо в этот же срок вправе представить в налоговый орган документы, подтверждающие данные им пояснения, а также пояснения в письменной форме и (или) документы о расходах и их размере, если такие расходы не понесены или понесены им в размере, отличном от размера расходов, информация о которых имеется в налоговом органе.

В случае если физическое лицо в пояснениях об источниках доходов заявило доходы, полученные в период, превышающий 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговый орган направил физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, сопоставление сумм расходов и доходов такого лица проводится налоговым органом также за период начиная с года, в котором получены доходы, указанные в таких пояснениях.

В случае если физическое лицо не представило пояснения или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательством. В отношении доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством, ставка подоходного налога составляет 16% (подп. 4.2 п. 4 ст. 173 НК). При этом согласно п. 5 ст. 173 НК при налогообложении указанных доходов налоговые вычеты, предусмотренные ст.ст. 164–166 и 168 НК, не применяются.

В-четвертых, предусмотрен предельный срок представления физическими лицами пояснений об источниках доходов при установлении налоговыми органами фактов превышения расходов над доходами. Так, указанные пояснения надо подать в налоговый орган в письменной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения требования об их представлении. По истечении этого срока представленные пояснения не учитываются. Указанный срок может быть продлен на период временной нетрудоспособности физического лица или нахождения его за пределами РБ при документальном подтверждении.

Введение в Закон № 174-З этих положений обусловлено тем, что сейчас в нем отсутствует норма, ограничивающая физических лиц в представлении дополнительных пояснений по истечении определенного срока (указанные пояснения подлежат рассмотрению налоговыми органами), что позволяет физическим лицам, которые стараются избежать уплаты подоходного налога, неоднократно представлять новые пояснения о других источниках доходов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений