$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Декабрь год кормит

19.01.2010

По оценке Белстата, валовой внутренний продукт в Беларуси составил за 2009 г. 136,8 трлн. Br, превысив на 0,2% прошлогодний уровень. Таким образом, отечественная экономика, хоть и не достигла запланированного роста на 10–12%, смогла, в отличие от большинства других стран мира, избежать спада.

Иным нашим торговым партнерам повезло куда меньше. Например, в Германии ВВП по итогам 2009 г. снизился на 5% к уровню предыдущего года, а в России, по предварительным данным, — на 8,3–8,7%. И это несмотря на наращивание германского экспорта в IV квартале и повышение мировых цен на нефть, принесшее россиянам дополнительные доходы.

В Беларуси же еще по итогам 10 месяцев прошлого года объем ВВП от уровня соответствующего периода 2008 г. составлял 99%, за 11 месяцев — 99,6%. Но в декабре объем промышленного производства внезапно вырос на 8,1% к уровню ноября, хотя в предыдущие месяцы прирост здесь не превышал 3,3%. Это главным образом и обеспечило в 2009 г. пусть небольшой, но рост ВВП, в котором удельный вес добавленной стоимости промышленности составил 25,3%, тогда как сельского хозяйства — 7,8%, строительства — 10,7%, транспорта и связи — 8,9%, торговли и общественного питания — 10,7%. Таким образом, промышленность доказала, что является главным локомотивом отечественной экономики, хотя объем ее производства по итогам года составил лишь 97,2% к уровню 2008 г. при прогнозе 110–112%.

Вложения в основной капитал составили в ушедшем году 43,1 трлн. Br, увеличившись на 8,6% по сравнению с 2008 г. (прогноз — 23–25%), в т.ч. в декабре 2009 г. по отношению к ноябрю — на 40,6%. Это позволило строителям также внести весомую лепту в рост экономики. За счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию более 5,8 млн. м2 жилья, что на 14,6% больше, чем годом ранее, в т.ч. в декабре — в 3 с лишним раза больше, чем в ноябре. Заметим, что это не предел — в декабре 2008 г. было сдано жилья в 3,8 раз больше, чем месяцем ранее.

За минувший год объем производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств увеличился на 1,3%, до 26,5 трлн. Br. При этом прирост в сельхозорганизациях (+4,2% к уровню 2008 г.) сопровождался таким же спадом в хозяйствах населения. Да и в целом прошлый год не радовал АПК урожаем. В 2009 г. в хозяйствах всех категорий на 5,6% уменьшилось производство зерна в амбарном весе, на 18,6% — картофеля, на 1,4% — сахарной свеклы, на 23% — льноволокна. Лишь производство овощей удалось увеличить на 0,5%. Зато реализация скота и птицы на убой в живом весе возросла на 10% (в сельхозорганизациях — на 12,9%), производство молока — на 5,8% (8,4%), яиц — на 2,8% (4,9%).

Отметим, что если на 1 декабря складские запасы готовой продукции составляли в промышленности 75,7% к среднемесячному объему производства в фактических ценах, то на 1 января они, как доложил Президенту страны премьер-министр Сергей Сидорский, снизились до 68%, что практически соответствует нормативному значению.

Промышленной продукции за 2009 г. произведено на 123 трлн. Br, что на 2,8% меньше, чем годом ранее. Потребительских товаров выпущено на 28,7 трлн. Br, или на 0,1% меньше, в т.ч. продовольственных товаров — на 15,3 трлн. Br (+4,6%), непродовольственных — на 11,6 трлн. Br (-5,7%). В декабре по отношению к ноябрю выпуск потребительских товаров увеличился на 0,4%, причем производство продовольственных товаров выросло на 3,5%, а непродовольственных — уменьшилось на 4,2%. Однако при этом объем перевозки грузов в прошлом году сократился на 4,9% к уровню 2008 г., достигнув 245,3 млн. т, а грузооборот — на 10,9%, до 53,1 млрд. ткм. В частности, автомобильные перевозки выросли по сравнению с 2008 г. только на 0,3%, а железнодорожные снизились на 9,1%. Интересно, что в последний месяц года общий объем перевозки грузов оказался меньше, чем в ноябре на 3,5%, а грузооборот — лишь на 0,9% больше. Каким образом декабрьский рывок промышленного производства и разгрузка складов обошлись без адекватного увеличения загрузки транспорта, эксперты, к которым обратилась «ЭГ», ответить затруднились. Видимо, это ноу-хау отечественной логистики останется тайной.

Николай ТОЛСТИК