ДЕЙСТВИЯ ВАЖНЕЕ ДЕНЕГ©
В этом году состояние платежного баланса Беларуси будет хуже, чем в 2012 г., а потому стране нужна более решительная экономическая политика. К такому выводу пришла миссия Международного валютного фонда (МВФ), которая работала в Минске 14—25 марта.В этом году состояние платежного баланса Беларуси будет хуже, чем в 2012 г., а потому стране нужна более решительная экономическая политика. К такому выводу пришла миссия Международного валютного фонда (МВФ), которая работала в Минске 14—25 марта.
По мнению главы миссии Дэвида Хофмана, в этом году белорусским властям следует избегать повторения применявшейся в 2012 г. схемы чередования стимулирующих и сдерживающих экономических мер и проводить предсказуемую и последовательную макроэкономическую политику. Правительству и Нацбанку рекомендовано тесно координировать свои действия, сосредоточившись на дальнейшем сокращении инфляции и сдерживании внешнеэкономических дисбалансов. Это особенно важно в условиях ухудшения состояния платежного баланса и значительных выплат по внешнему долгу.
Миссия одобрила установленный белорусским правительством на 2013 год целевой показатель сбалансированного бюджета. Однако обеспечение надежной бюджетно-налоговой политики требует дополнительных мер, в т.ч. дальнейшего сокращения целевого и субсидируемого кредитования, ограничения роста зарплат на уровне прогнозируемой инфляции.
МВФ советует Нацбанку быть готовым повышать процентные ставки, если тенденция сокращения инфляции в феврале не закрепится в ближайшие несколько месяцев и если политика целевого кредитования и повышения зарплаты не изменится или возобновится давление на обменный курс. В то же время, по мнению МВФ, риски девальвации в нашей стране сократились благодаря гибкому курсообразованию.
Как и прежде, в МВФ уверены, что для достижения устойчивого роста в нашей стране нужны глубокие структурные реформы. В Фонде признают наши успехи в некоторых областях, включая реформирование налоговой системы и совершенствование законодательства о банкротстве. Однако эти достижения нивелируются откатом назад в других сферах. Поэтому сегодня по-прежнему нужны либерализация цен, укрепление прав собственности, приватизация и реструктуризация госпредприятий, создание системы адресной социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Стремление усилить вмешательство государства в деятельность приватизированных предприятий, по мнению МВФ, способно подорвать преимущества приватизации, а потому подготовленные проекты, касающиеся владельческого надзора, нуждаются в пересмотре.
Поэтому для переговоров о новой программе финансирования по-прежнему необходимо внушающее доверие обязательство, принятое на самом высоком уровне в отношении комплексного пакета мер, который мог бы получить поддержку у стран — членов МВФ, включая согласованные меры макроэкономической политики и углубление структурных реформ.
Пока же очевидно, что эти условия белорусским властям не понравятся — как и сомнения специалистов Фонда в реалистичности наших планов экономического роста, которые выше, чем даже в Китае (7,5%). Такую задачу Д.Хофман дипломатично назвал сложной, особенно учитывая, что достичь ее Минск надеется за счет увеличения экспорта, несмотря на явное снижение конкурентоспособности белорусских товаров и низкие темпы экономического роста в странах — торговых партнерах. В МВФ отмечают, что планируемый рост ВВП противоречит другим установленным целевым показателям и обеспечению макроэкономической стабильности. Для первого требуется смягчение мер экономической политики, что может помешать снижению инфляции или создать давление на обменный курс — в этом случае правительство опять должно будет прибегнуть к ужесточению, как это было в 2012 г., сказал Д.Хофман.
По оценке Фонда, в текущем году состояние платежного баланса Беларуси, вероятно, будет слабее прошлогоднего. Поэтому нужны более решительные меры для ограничения внешнеэкономического дисбаланса. Однако власти РБ, кажется, больше заняты поиском новых источников внешнего финансирования. В МВФ считают это полезным, однако полагают, что целью таких кредитов должна быть не модернизация, а наращивание резервов, чтобы смягчить последствия внешних платежей по госдолгу. Но правительство, кажется, намерено совместить все цели сразу.
Анастасия ГРИГОРЬЕВА