$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Дефицит счета и доверия©

20.03.2015

МВФ не верит в устойчивый рост действующей в Беларуси модели централизованного планирования с чрезмерным регулированием. Попытки стимулировать экономику лишь подпитывают инфляцию и создают внешние дисбалансы при сохранении высокой зависимости страны от произвольного внешнего финансирования. Такими выводами «порадовала» нас миссия фонда во время очередного визита.

По оценке МВФ, белорусскую экономику в текущем году ожидает спад на 2%. Вырваться из цикла повторяющихся кризисов и вернуться к устойчивому росту позволят лишь глубокие структурные реформы и безотлагательная переориентация экономической политики. В частности, МВФ призывает к решительной либерализации цен, повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и транспорт до уровня возмещения затрат, отмене обязательных целевых показателей для предприятий, принятию «внушающих доверие» планов приватизации в корпоративном и банковском секторах, укреплению системы социальной защиты. Одновременно фонд советует ужесточить макроэкономическую политику посредством жесткого управления внутренним спросом. В частности, Нацбанку следует завершить переход к режиму свободно плавающего курса и в полной мере внедрить режим таргетирования денежной массы, направленный на снижение инфляции до уровня однозначных показателей.

Существует много подходов для установления «якоря» денежно-кредитной политики. До недавнего времени для этого использовалась привязка обменного курса, и это работало не очень хорошо из-за волатильности внутренней и внешней ситуации. Но к таргетированию инфляции Беларусь пока не готова, считает глава миссии Дэвид Хофман. Одна из основных причин здесь — чрезмерная роль директивного кредитования. Справиться с ним могла бы модель таргетирования денежного предложения, которая при всех сложностях внедрения обеспечивает оптимальные возможности для ответственной кредитной политики и позволяет подготовиться к таргетированию инфляции. Правда, сначала обменный курс должен стать целиком гибким, а Нацбанку нужно укрепить доверие к своей политике, в т.ч. по управлению инфляцией.

Помимо сокращения, а в среднесрочной перспективе — ликвидации директивного кредитования, МВФ снова призывает белорусские власти к «замораживанию» зарплат в 2015 г., чтобы компенсировать их чрезмерный рост в прошлом и удержать повышение конкурентоспособности, обеспеченное за счет недавней девальвации.

По оценкам МВФ, в нынешнем году в экономике Беларуси вероятен спад, а в следующем — некоторое восстановление. Но без перемен в экономической политике темпы роста останутся очень низкими в ближайшие 5 лет. Если же власти начнут глубокие структурные реформы, то в 2015–2016 гг. рост будет несколько ниже, чем прогнозируется, что компенсируется в среднесрочном периоде, когда темпы роста могли бы достичь 4–5% в год.

Дефицит счета текущих операций (СТО) в 10% в 2013-м и 7% в 2014 г. — слишком много для Беларуси, считает Д.Хофман. Страна не в состоянии поддерживать и финансировать такой дефицит СТО. Его устойчивый (равновесный) уровень, по расчетам МВФ, должен составлять не более 2,5– 3% ВВП. В этом году на платежный баланс давят спад экспорта и сокращение экономики. При этом у республики нет ресурсов, позволяющих профинансировать повышение зарплат или стимулирование роста. Это ведет к замедлению внутреннего спроса и, следовательно, к снижению импорта, но не настолько, чтобы существенно сократить дефицит СТО.

По-видимому, МВФ очень легко сотрудничать с нашей страной: рекомендации, данные 7 лет назад при выдаче кредита stend-by, можно повторять из года в год, благо следовать им белорусские власти ни тогда, ни теперь не собираются. Тем не менее каждая миссия пытается объяснить необходимость перемен. При этом аргументы в их пользу мы сами же и даем — повторяемость кризисов и текущих проблем должна была бы убедить правительство в том, что фундаментальные изменения очень важны и неизбежны. Но то, что кажется специалистам МВФ очевидным и полезным, представляется нашим чиновникам чрезмерно радикальным и рискованным, а главное, противоречащим модели, которую у нас считают социально ориентированной. Между тем, чем меньше возможностей для сохранения прежней социальной политики остается у государства, тем явственней проглядывают сомнения в правильности выбранной ориентации. А потому вопрос о новых кредитных программах МВФ пока всерьез не обсуждается.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях