$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Дефицит экономической свободы

29.01.2010

В очередном индексе экономической свободы (IEF), составленном The Wall Street Journal и американским фондом The Heritage Foundation (Heritage), Беларусь заняла 150-е место, набрав 48,7 балла – на 3,7 больше, чем год назад, после 4 лет снижения.

Исследование охватывает 179 стран, в которых WSJ и Heritage отслеживают уровень экономической свободы и ее влияние на развитие экономики по 10 показателям, измеряемым по шкале от 0 до 100: свобода бизнеса, торговли, инвестиций, трудовых отношений, налоговая, денежная, финансовая свобода, защита прав собственности, свобода от правительства и от коррупции.

Согласно данным очередного 16-го выпуска индекса, уровень экономической свободы во всем мире упал, составив в среднем 59,4 балла — на 0,1 меньше, чем год назад. Ситуация улучшилась или хотя бы не ухудшилась лишь в 81 из 179 стран, тогда как в остальных 98 экономической свободы стало меньше. Нынешнее снижение — второе за всю историю индекса Heritage связывает с неудачными попытками правительств ряда стран справиться с последствиями рецессии.

Все участники рейтинга разделены на 5 групп — свободные, преимущественно свободные, со средним уровнем свободы, преимущественно несвободные и репрессивные. Лидерами стали Гонконг, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Швейцария и Канада. Россия заняла 143-е место (50,3 балла — на 0,5 меньше, чем в 2009 г.), замыкая четвертую группу. Впрочем, снижение отмечено и в США, Великобритании, Китае, Индии, Бразилии.

Хотя IEF в нашей стране вырос, Беларусь так и не вышла из последней группы, а в Европе занимает 42-е место из 43. Причина тому — всеобъемлющий государственный контроль в экономике. Небольшой частный сектор назван маргинальным, а регулирование — запутанным и неуравновешенным. Финансовая, инвестиционная свободы, а также защита прав собственности и уровень коррупции оценены на 20–40 баллов ниже среднемировых.

Есть и довольно высокие оценки. Так, свобода торговли оценена в 80,3 балла. При этом отмечены обширные ограничения на импорт и квоты, лицензионные требования, закрытое и произвольное регулирование, слабая защита прав собственности, внутренние преференции по госзакупкам и госсубсидии, нетарифные барьеры.

Отмечен ряд реформ, направленных на улучшение делового и инвестиционного климата. Так, 72,1 балл дан по «свободе бизнеса», 85,2 — по налоговой свободе (отмечены как умеренные ставки налогов, так и сложность и несовершенство законодательства в этой сфере), 62,6 — денежно-кредитной, 84,8 — трудовым отношениям.

В целом Heritage весьма скептически оценивает белорусскую экономическую модель, считая ее неконкурентоспособной и полностью зависимой от внешних займов и госдотаций. Низкие оценки даны в номинациях «финансовая свобода» (10 баллов), «инвестиционная свобода», «защита прав собственности», «свобода от коррупции» — по 20 баллов. Отмечены сильное государственное влияние на банки, в т.ч. на процесс кредитования. По мнению Heritage, в Беларуси существует дискриминация национальных и иностранных частных компаний в пользу государственных. Иностранные инвестиции подвергаются дополнительным проверкам и допускаются только от случая к случаю. Государство открыто заявляет, что хочет контролировать все направления в экономике. Многие отрасли остаются госмонополией, а прибыльные, стратегические секторы де-факто контролируются властями. Бюрократия, коррупция, противоречивое регулирование, недостаток уважения законов препятствуют привлечению иностранных инвестиций, говорится в отчете. Иностранцы и компании не могут владеть землей. Есть ограничения на операции с капиталом, счета и текущие трансферты. Принудительно отчуждая собственность, власти обычно ссылаются на нарушение законодательства и не предоставляют компенсацию. Отмечена слабая законодательная и судебная защита частной собственности и вмешательство государства в коммерческие сделки.

Государственные расходы оценены в 32 балла. Здесь отмечены большая централизация экономики, высокие расходы бюджета, в т.ч. на потребление и соцобеспечение. Заметим, что рост госрасходов в Беларуси оправдывается зарубежным опытом — их рост есть и в ряде развитых стран. Правда, при этом не замечают, что там это связано в основном с ростом программ перераспределения (системы социальной защиты и т.д.), а не усилением участия государства в производстве, финансовой сфере и т.д. Более того, американский экономист Роберт Баррр, исследовав 96 стран, доказал, что рост госрасходов в ВВП неминуемо влечет снижение экономического роста.

По мнению Heritage, сохранение советских линий поведения и методов не позволяет Беларуси, в отличие от других постсоциалистических стран, извлечь пользу из экономических свобод, появившихся в других постсоветских странах. В итоге мы находимся на 42-м месте из 43 стран Европейского региона.

Самый очевидный урок исследования, пишут его авторы, заключается в том, что глобальная рецессия нанесла меньший ущерб в тех странах, которые предоставили предпринимателям большую экономическую свободу, которая, в свою очередь, улучшает общее качество жизни, способствует политическому и социальному прогрессу. Чем выше позиция в рейтинге, тем больше и ВВП на душу населения.

Источник: www.heritage.org