Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Итоги
10.11.2020 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №85 (2384) от 10.11.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дефицит бюджета идет на рекорд:— прибыль сжимается, обязательства растут

Иллюстрация: freepik

Минфин опубликовал данные об исполнении бюджета сектора госуправления за январь-сентябрь 2020 г. Так, респуб­ликанский бюджет исполнен с дефицитом в 1,85 млрд руб. К III кварталу в большей мере, чем раньше, проявилось негативное влияние на фискальную составляющую пандемии COVID-19 и новые риски, связанные с продолжающимся социально-политическим кризисом.

Для сравнения: за аналогичный период прошлого года в республиканском бюджете был сформирован профицит на сумму 2,75 млрд руб. В годовом выражении (сентябрь к сентябрю) разница в поступлениях – 4,6 млрд руб.

Доходы республиканского бюджета за 9 месяцев с начала года составили 16,3 млрд руб., или 64,1% уточненного годового плана. Поступление НДС составило 9,2 млрд руб. (74% от годового плана), налога на прибыль – 1,5 млрд (40,2%), акцизы – 2,3 млрд (72%). Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 2,7 млрд руб. (57%).

Как видно, существенно сократились поступления от ВЭД и налога на прибыль. Если сравнивать с сентябрем 2019 г., в первом случае снижение составило около 23%, во втором – почти 35%. При этом акцизные поступления выросли на 9,5%.

Значительное сокращение поступ­лений от налога на прибыль прямо свидетельствует об ухудшении финансового состояния организаций. Согласно данным Белстата, в январе-августе чистая прибыль белорусских предприятий составила 1,67 млрд руб. и уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2019 года примерно в 5 раз. Так что логично ожидать дальнейшее снижение налоговых поступлений.

Что касается падения экспортных поступлений, оно во многом может быть связано с уменьшением поступ­лений от продажи нефтепродуктов и собственной нефти (вся она, как известно, идет на экспорт). В частности, потери бюджета от неурегулированности разногласий с российским руководством в нефтяной сфере белорусские власти в августе оценивали в 1,5 млрд руб.

Ранее Минфин также пояснял, что во многом дефицит бюджета в текущем году будет носить технический характер: около 1,3 млрд руб. было направлено на реструктуризацию задолженности хлебокомбинатов, что формально увеличило дефицит.

Расходы республиканского бюджета за 9 месяцев сложились на уровне 18,1 млрд руб., или 65,7% уточненного годового плана. По сравнению с аналогичным прошлогодним периодом они выросли почти на 21%.

В частности, на общегосударственную деятельность направлено 8,7 млрд руб. (рост на 47%), на финансирование национальной экономики – 3,9 млрд (расходы не изменились), социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура и государственные СМИ) – 12,8 млрд (рост на 14%).

Наибольший рост расходов пришелся на общегосударственную деятельность. Согласно Бюджетному кодексу, к ней относятся обеспечение функционирования Президента, парламента, финансовых, налоговых органов и органов государственной статистики, республиканских архивов, международной деятельности, экономической и гуманитарной помощи, деятельности Центризбиркома и проведения выборов, обслуживание госдолга и формирование госрезерва, важные научные исследования и межбюджетные трансферты.

Таким образом, можно говорить о том, что накопленный в прошлые годы профицит уже приходится использовать для запланированных текущих расходов. Республиканский бюджет 2020 года изначально планировался дефицитным: разница между доходами и расходами по итогам года должна была составить 995 млн руб., но к началу октября дефицит уже оказался почти в 2 раза большим.

Согласно Закону о бюджете, источниками финансирования дефицита должны выступить средства, привлеченные на внутреннем рынке (гособлигации), бюджетные займы, кредиты международных финансовых организаций.

По данным на 1 ноября, с начала текущего года на внутреннем рынке реализовано государственных долгосрочных облигаций в белорусских рублях на сумму 300 млн руб. и номинированных в иностранной валюте на 297,6 млн USD.

Спрос на эти ценные бумаги значительно сократился. Для сравнения: за январь-октябрь 2019 г. их было реализовано почти на 570 млн USD и на 180 млн EUR (выпусков в национальной валюте не было). Так что этот источник погашения бюджетного дефицита пока сработал не в полную силу.

Судя по всему, работникам бюджетного сектора до конца года не стоит рассчитывать на рост заработных плат – просто потому, что для этого нет средств. По данным Белстата, номинальная начисленная средняя зарплата бюджетников в сентябре снизилась на 0,3% – до 985 руб. Месяцем ранее ее снижение составляло 3,9%.

Поступления в Фонд социальной защиты населения за 9 месяцев с начала 2020 года составили 12,8 млрд руб., или 74,6% годового плана, расходы – 12,7 млрд (74%). Таким образом, профицит ФСЗН составил 100 млн руб.

Но ему грозит сокращение в связи с принятым недавно решением о повышении трудовых пенсий с 1 декабря на 6%. Средний размер пенсии по возрасту (с учетом надбавок) составит за декабрь 499,7 руб. Повышение коснется 2,4 млн пенсионеров и согласно расчетам Минтруда потребует дополнительно 64,7 млн руб.

По состоянию на 1 октября совокупная задолженность по налогам и сборам составила 134,8 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она выросла на 5,5%.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by