Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дебаты вокруг аукционов

На прошлой неделе в первом чтении приняты проекты законов "Об основах судебно-экспертной деятельности", "О государственных наградах Республики Беларусь", о внесении изменений в Закон "Об оперативно-розыскной деятельности"...
На прошлой неделе в первом чтении приняты проекты законов "Об основах судебно-экспертной деятельности", "О государственных наградах Республики Беларусь", о внесении изменений в Закон "Об оперативно-розыскной деятельности".
 
Бурные дебаты в Овальном зале развернулись вокруг проекта постановления Палаты представителей "О Декрете Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003г. N 10 "О предоставлении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям во временное пользование торговых площадей в пунктах продажи".

ДЕКРЕТ N 10 призван упорядочить размер платы за торговые помещения при сдаче их в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласно ему торговые площади в пунктах продажи -- причем независимо от формы собственности -- будут предоставляться арендаторам путем проведения аукционов. А затем должен заключаться договор между арендодателем и победителями аукциона. Перечень таких торговых площадей определяется собственником либо лицом, у которого торговые площади находятся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и утверждается облисполкомами и Мингорисполкомом.

Как подчеркнул в своем выступлении перед депутатами замминистра экономики Олег Мельников, правительство не устраивал существовавший ранее порядок распределения торговых площадей, принадлежащих государству. Ловкие дельцы, получив такие помещения в аренду, нередко передавали их другим лицам по более высоким ставкам. Естественно, разница оставалась у них в карманах. Более выгодные места и в государственном, и в частном секторах распределялись негласно, при этом ущемлялись интересы отдельных предпринимателей. Проверяющие неоднократно сталкивались с тем, что часть выручки утаивалась.

Разработчики проекта Декрета опирались на результаты социологического опроса: 72% предпринимателей недовольны и размерами ставок, и существующим порядком сдачи площадей в аренду.

Как считает О.Мельников, теперь процедура предоставления торговых площадей станет более прозрачной, обеспечивается защита интересов как государства, так и малого бизнеса, увеличатся поступления в бюджет.

Чтобы лучше разобраться в механизме действия Декрета N 10, парламентская комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации накануне обсуждения вопроса в Овальном зале провела встречу с директорами и владельцами рынков и представителями предпринимательских союзов. И хотя комиссия рекомендовала депутатам поддержать документ, далеко не все с этим согласились.

ПО СЛОВАМ Ивана Пашкевича, на Червенском рынке, где 25% мест арендуют пенсионеры и инвалиды, торгующие за свой счет, провели ремонт и благоустроили рабочие места. Подобная ситуация и на других рынках. И вот теперь им говорят: готовьтесь к аукциону. Гарантий, что именно ты сможешь победить на аукционе и дальше работать на своем привычном месте, нет никаких, подчеркнул И.Пашкевич. Особенно рискуют те, кто давно здесь "прижился" и вложил значительные средства, облагораживая торговую территорию.

О.Мельников пытался объяснить, что подобные затраты арендатору должны быть возмещены "в рамках действующего законодательства". Но почему в Декрете нет такой нормы? -- спрашивали депутаты. Если бы запись о возврате потраченных средств содержалась в документе, особых проблем с компенсацией не возникло бы. А так тысячам предпринимателей придется обращаться в суды.

Владимир Новосяд считает логичным применять измененные правила аренды там, где вводятся в строй новые рынки. Зачем будоражить более 190 тыс. предпринимателей, заплативших за свои места деньги и у которых договоры аренды еще не истекли? К тому же одно дело государственная собственность, и другое -- частная. В условиях рынка частник сам решает, кому и по какой цене сдавать площади в аренду. Главное, чтобы он налоги исправно платил, подытожил В.Новосяд.

Депутаты высказали опасения, что в ходе аукционов произойдет "передел собственности". Ведь на конкурсе победит тот, у кого толще кошелек. А поскольку белорусы, как правило, люди небогатые, то все самые выгодные места окажутся в руках иностранных граждан, прежде всего приезжих из других стран СНГ. Белорусам останется лишь возможность работать на "чужих" в качестве реализаторов и грузчиков. "Десяток людей приватизирует сложившуюся в Минске торговую инфраструктуру, которая сегодня стоит больших денег лишь благодаря тому, что люди, арендовавшие эти места, из года в год вкладывали туда средства", -- эта мысль в той или иной интерпретации прозвучала в нескольких выступлениях.

В АДРЕС Минэкономики, где разрабатывался проект документа, было высказано немало критических замечаний, причем не всегда обоснованных. Наверное, разработчики действительно учли далеко не все. Ведь аукцион -- это собрание, а где, в каком помещении можно одновременно собрать несколько тысяч человек, торгующих, например, на рынке в Ждановичах? А уж в том, что стоимость аренды в ходе проведения аукционов может вырасти и это в итоге скажется на цене товаров, с депутатами нельзя не согласиться.

Спикер Вадим Попов призвал присутствующих быть последовательными. Ведь в свое время проект этого документа (еще до того, как его подписал Президент) направлялся в парламент и обсуждался в постоянных комиссиях. Тогда критических замечаний не было, почему же сейчас он вызывает неприятие?

Однако в ходе голосования предложение профильной комиссии принять Декрет N 10 к сведению (то есть узаконить его) не набрало необходимого количества голосов. Значит, на этой сессии депутаты еще вернутся к его рассмотрению.