$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Дающий деньги сам в них нуждается

14.07.2009

Белорусская железная дорога ведет активный поиск источников для финансирования отраслевой инвестиционной программы на 2009 г. Ранее для этих целей использовались внутренние и внешние заимствования, однако сегодня доступ к ним сильно затруднен.

Параметры годовой инвестпрограммы утверждены специальным приказом Минтранса и предполагают темп роста капиталовложений на уровне 125% к уровню 2008 г., до 1,1 трлн. Br. Эта сумма должна быть сформирована из средств амортизационного фонда — 483 млрд. Br, прибыли — 121 млрд. Br, республиканского бюджета (включая инновационный фонд) — 25 млрд. Br. При этом плановый дефицит был определен в объеме 479 млрд. Br, что составляет почти половину всех необходимых средств.

Как сообщил корреспонденту «ЭГ» главный инженер БЖД Валерий Шубадеров, трудности в переговорах с потенциальными кредиторами связаны с ухудшением финансового состояния дороги по основным видам деятельности. Так, коэффициент обеспеченности собственными средствами при нормативе не ниже +0,15 снизился с +0,52 в 2004 г. до — 0,2 в 2008 г. Это вызвано тем, что для развития и обновления основных фондов в указанный период было привлечено заемных ресурсов со стороны белорусских банков и по иностранным кредитным линиям в объеме более 600 млрд. Br.

В то же время железная дорога сама остается крупнейшим финансовым донором для промышленности и социальной сферы страны. К примеру, в рамках действующих тарифов окупаемость пригородных пассажирских перевозок не превышает 30-35%, значительные объемы внутриреспубликанских грузовых перевозок также осуществляются с отрицательной рентабельностью. Расходы по перекрестному субсидированию покрывались преимущественно за счет обслуживания транзитных грузовых и пассажирских потоков — в минувшем году здесь были получены доходы порядка 548 млн. USD. При этом в январе-мае 2009 г. наметилась негативная тенденция к снижению железнодорожного транзита через нашу территорию на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Падение доходов, впрочем, пока не привело к корректировке инвестиционной политики БЖД, основные мероприятия которой были утверждены постановлением Совмина от 30.11.2005 № 1356. В частности, на капитальное строительство планируется направить 304 млрд. Br, приобретение подвижного состава — 566 млрд. Br. В целом будет закуплено 800 грузовых и 50 пассажирских вагонов. Немалые средства направляются на развитие производственной инфраструктуры и систем автоматизированного управления. «Без этих капиталовложений конкурентный потенциал БЖД начнет быстро падать, — подчеркивает В.Шубадеров. — Параллельно сократятся и возможности республики по обслуживанию выгодных грузопотоков, идущих по основным трансъевропейским транспортным коридорам».

Владислав ПЛАТУН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях