Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Консультации
21.10.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дата выписки накладной – не повод для наказания

В нашей стране существуют жесткие требования к оформлению первичных учетных документов и суровые санкции за их нарушение. Однако претензии проверяющих здесь не всегда обоснованы.

Едва ли не самой часто применяемой контролирующими органами и наиболее грозной для бизнеса нормой в Беларуси можно считать п. 4 ст. 12.17 КоАП. В нем предусмотрено, что приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

Поскольку требований по оформлению первичных учетных документов в республике довольно много, малейшие отклонения от них зачастую используются проверяющими для применения п. 4 ст. 12.17 КоАП. Однако такие претензии все-таки имеют определенные границы, выходить за которые не позволяет суд.

Например, сотрудники инспекции МНС по Лоевскому району Гомельской области обнаружили, что 6 апреля т.г. на автомобиле, принадлежащем ОАО «Б», перевозились товарно-материальные ценности со склада этого предприятия в Гомельский филиал РУП «Белпочта» в Хойники и ИООО «Б» в Речицу по товарно-транспортным накладным, датированным 5 апреля т.г. Путевой лист, оформленный в соответствии с Инструкцией о порядке оформления транспортных документов, утв. постановлением Минфина от 26.11.2010 № 13, также был датирован 6 апреля.

Поскольку дата выписки товарно-транспортных накладных (5 апреля) не совпадала с датой транспортировки товаров (6 апреля), налоговым органом был сделан вывод о допущенных ОАО «Б» нарушениях норм подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК, ст. 40 Закона от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», п.п. 2 и 16 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-­транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утв. постановлением Минфина от 18.12.2008 № 192 (далее – Инструкция № 192).

Согласно протоколу об административном правонарушении ОАО «Б» вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 КоАП: транспортировка товаров при наличии несоответствующих действительности документов.

Однако 3 мая т.г. экономический суд Гомельской области прекратил дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Б» по ч. 4 ст. 12.17 КоАП за отсутствием в деянии состава административного правонарушения. По мнению суда, товарно-­транспортные накладные от 5.04.2016 г. оформлены по утвержденной уполномоченными государственными органами форме исходя из требований Инструкции № 192. Указанные в них количество и ассортимент товара соответствуют фактически перемещаемому 6 апреля товару в направлении местонахождения субъектов хозяйствования, указанных в этих товарно-транспортных накладных. В решении суда подчеркивается, что нормативные акты, нарушение норм которых вменялось ОАО «Б», не содержат нормы, устанавливающей, что дата составления товарно-­тран­спортной накладной и дата начала транспортировки товара по этой накладной должны совпадать.

В силу подп. 1.10 п. 1 Указа Президента от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, т.е. отражающим фактическое совершение отраженной в нем хозяйственной операции. Первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы в случае наличия доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в документе хозяйственной операции.

Верховный Суд Республики Беларусь, рассмотрев с истребованием дела жалобу ИМНС по Лоевскому району на постановление судьи экономического суда Гомельской области о прекращении данного дела, согласился с выводами областного суда. По мнению высшей судебной инстанции, прекращая дело об административном правонарушении, суд обоснованно принял во внимание, что налоговым органом не представлены доказательства, опровергающие факт совершения ОАО «Б» хозяйственных операций, отраженных в товарно-транспортных накладных.

Поэтому вывод суда о том, что деяние ОАО «Б», выразившееся в транспортировке товара 6 апреля по товарно-транспортным накладным от 5.04.2016 г. с целью завершения документально оформленных хозяйственных операций, не образует состава вмененного административного правонарушения, был признан правомерным. Оснований для отмены постановления судьи экономического суда Гомельской области и удовлетворения жалобы ИМНС Верховный суд не нашел.

Добавим, что в соответствии с п. 5 ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения. Однако совершение хозяйственной операции (в данном случае – отгрузка товара со склада) может затянуться и не обязательно ограничивается одним днем. При этом ни в Инструкции № 192, ни в заменившей ее со 2.09.2016 г. Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, утв. постановлением Минфина от 30.06.2016 № 58, не определено, в течение какого срока действительна заполненная товарно-транспортная накладная.

К тому же по реквизитам ТТН в разделе II «Погрузочно-разгрузочные операции» можно определить время погрузки, разгрузки, прибытия, убытия и простоя. Так, в графах 15, 16 данного раздела указывается время прибытия автомобиля под погрузку (разгрузку) и убытия после ее окончания в часах и минутах. Если дата прибытия автомобиля и дата его убытия не совпадают, дополнительно указываются дата прибытия автомобиля под погрузку (разгрузку) и дата его убытия. В графе 17 указывается время простоя под погрузкой или разгрузкой. Этих сведений вполне достаточно, чтобы проконтролировать факт совершения хозяйственных операций.

Порядок фиксации времени погрузки и разгрузки регламентируется в п. 79 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила). В нем установлено, что время прибытия грузового транспортного средства автомобильного перевозчика на погрузку исчисляется с момента предъявления грузоотправителю путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия грузового транспортного средства автомобильного перевозчика для разгрузки – с момента предъявления грузополучателю товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки, в случае создания товарно-­тран­спортной накладной в виде электронного документа – реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов.

Погрузка груза считается законченной, если он погружен в кузов грузового транспортного средства и надлежащим образом оформлены путевой лист, товарно-транспортная накладная, а в случае создания последней в виде электронного документа – реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, и при необходимости сер­тификаты соответствия, сертификаты происхождения товаров и другие дополнительные грузосопроводительные документы.

При подаче автомобильным перевозчиком грузового транспортного средства на погрузку ранее согласованного времени считается, что перевозчик приступил к выполнению соответствующего договора в согласованное время. В этом случае грузоотправитель может принять грузовое транспортное средство к погрузке с момента его фактического прибытия.

Грузоотправитель (грузополучатель) должен отмечать в товарно-транспортной накладной, а в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа – в реестре товарно-тран­спортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, и путевом листе (если его типовая форма содержит соответствующие реквизиты) время прибытия грузового транспортного средства на по­грузку (разгрузку) и время убытия после ее окончания.

Разгрузка груза с грузового транспортного средства считается законченной, если груз полностью снят с кузова грузового транспортного средства, оформлены товарно-транспортные накладные, а в случае создания товарно-транспортных накладных в виде элект­ронных документов – реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, путевой лист и при необходимости сертификаты соответствия, сертификаты происхождения товаров и другие дополнительные грузосопроводительные документы, а также выполнены все необходимые работы по уборке кузова.

Время нахождения грузового транспортного сред­ства на погрузке или разгрузке, а также необходимое для выполнения при этом дополнительных операций определяется в соответствии с порядком применения норм времени нахождения грузового транспортного средства на погрузке и разгрузке, а также на выполнение дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой груза, согласно приложению 7 к Правилам (п. 80 Правил).

Отдел бухгалтерского учета «ЭГ»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by