Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дарителей компенсирует конъюнктура

Привлечение с 1 августа поставщиков и переработчиков нефти, представляющих интересы российских НК к участию в акции безвозмездной передачи топлива аграрному сектору Беларуси, впервые за последние несколько лет оценено россиянами как "нажим" на их биз...
Привлечение с 1 августа поставщиков и переработчиков нефти, представляющих интересы российских НК к участию в акции безвозмездной передачи топлива аграрному сектору Беларуси, впервые за последние несколько лет оценено россиянами как "нажим" на их бизнес и сопроводилось резкими комментариями на этот счет российского вице-премьера. Его коллега в белорусском правительстве Сергей Сидорский счел возможным развить диалог в интервью агентству "Интерфакс" и сделал несколько любопытных заявлений.

Во-первых, о том, что правительство Беларуси официально не обращалось ни к одной из российских нефтяных компаний с просьбой о безвозмездном выделении дизельного топлива. С.Сидорский конкретизировал, что обращение было направлено к "фирмам, работающим с белорусскими нефтепереработчиками", и выработаны условия, согласно которым 20 тыс. тонн нефти будут безвозмездно переработаны и переданы селу. Во-вторых, вице-премьер сослался на то, что правительством принят ряд решений, дающих с 1 августа возможность нефтепереработчикам поддерживать свой прибыльный бизнес, а концерном "Белнефтехим" предложена схема, которая "даст возможность поставщикам не терять активы на белорусском рынке". За пояснениями относительно обнадеживающих "решений-схем" корреспондент "НЭГ" обратился непосредственно в концерн "Белнефтехим" и одновременно -- к некоторым операторам топливного рынка. Как оказалось, главный шаг навстречу поставщикам и нефтепереработчикам -- это утвержденное концерном 10-процентное повышение цен на нефтепродукты. В результате, например, цена 1 т дизтоплива составляет (с учетом налогов) 692726 BYR. Именно уплата всех налогов и акцизов делает стоимость автомобильного топлива в рознице у нас в 1,5 раза дороже, чем в России.

Любопытно, что повышение оптовых цен на нефтепродукты произошло на самом деле вовсе не из соображений правительства или концерна "Белнефтехим" усилить мотивацию операторов топливного рынка, а продиктовано банальным изменением конъюнктуры на соседнем российском рынке, где с конца июля тонна нефти стала стоить 129--130 USD. Парадоксально, но при такой цене доходность поставщиков нефти на внутреннем рынке РБ -- "минус" 2 USD с каждой тонны. Как показывают расчеты, на такой результат во многом влияют особенности зачетного механизма взимания налога на добавленную стоимость, а также инфляция, поскольку Минфин РБ погашает перед поставщиками нефти свои обязательства в белорусских рублях спустя 3--5 месяцев с момента поставки нефти.

По оценкам операторов рынка, повышение цен на нефтепродукты все же способно компенсировать поборы, взимаемые в форме безвозмездной передачи топлива на помощь в уборке урожая, но не дает возможности приращивать активы в ближайшее время. При этом ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов будет оставаться напряженной, долги концерна "Белнефтехим" перед основным партнером -- компанией "Сургутнефтегаз" повлекли сокращение поставок нефти. Количество партнеров-давальцев у белорусских НПЗ сегодня также сократилось до 4--6 на каждом заводе, хотя еще 3 месяца назад переработку нефти в Беларуси вели 18--20 компаний. В концерне отрицательную динамику официально не подтверждают. Как не конкретизируют и число участников нефтяного рынка, которые все-таки подписали протокол-дарственную на дизтопливо. Впрочем, известно, что на совещание по этому вопросу были приглашены представители 14 нефтетрейдеров. По итогам диалога "все, кто хочет работать на рынке, протокол подписали", -- утверждают в концерне и, удивляясь неосведомленности СМИ, вопрошают: "Почему вы думаете, что только 14 компаний хотят помочь в уборке урожая? Желающих перерабатывать нефть гораздо (!) больше!" Знать бы, значит ли это, что топливный кризис нам не грозит?

Оксана КУЗНЕЦОВА