$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ДАЕШЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРОГНОЗЫ!©

24.02.2012

После заседания профильной парламентской комиссии Палаты представителей, где замминистра экономики Александр ЯРОШЕНКО представлял законопроект «О государственном индикативном планировании социально-экономического развития Республики Беларусь», корреспондент «ЭГ» задала ему как одному из разработчиков этого документа несколько вопросов.

— Александр Григорьевич, разработка законопроекта связана с тем, что директивные подходы в экономике себя не оправдали?

— Вопрос так не стоит. Напомню, что ныне действующий Закон принят почти 14 лет назад. За эти годы в стране многое изменилось. Вообще следует отметить, что ситуация и в мировой экономике, и в отечественной очень динамична, и это требует от нас подходить к вопросу прогнозирования более взвешенно, с учетом перемен. То есть понадобилось гибкое, мобильное планирование.

Второй момент — Беларусь вошла в ЕЭП, в связи с чем у нас появились определенные обязательства перед нашими партнерами — Россией и Казахстаном — по гармонизации законодательной базы, в т.ч. в сфере макроэкономического прогнозирования. Например, в РФ период краткосрочного прогнозирования определен как «год плюс 2», что и мы заложили в нашем проекте. По такой же схеме правительства двух государств ежегодно формируют прогноз Союзного государства. Но в действующем белорусском законодательстве такой нормы нет.

— То есть госбюджет у нас также будет верстаться, как и в России, на 3 года?

— Если будет принят этот закон, то мы хотели бы, чтобы и другие нормативные правовые акты стыковались по времени с документами, которые принимают наши партнеры по ЕЭП. Вполне вероятно, что государственный бюджет будет разрабатываться на 3 года. Все предпосылки для этого есть.

— У нас сегодня одновременно выполняется множество госпрограмм. После вступления закона в силу их станет больше или наоборот?

— В законопроекте мы предлагаем уйти от этого понятия, заменить его на национальный проект. По мнению разработчиков, национальный проект в масштабах страны — это более глобальная, более серьезная вещь, под которую должны выделяться соответствующие и финансовые, и другие ресурсы. Конечно, правительству придется принять в развитие закона ряд других программных документов.

Хочу подчеркнуть: важно, чтобы нацпроекты были очень жестко увязаны с нашими ресурсными возможностями, а их разработка направлена на качественное выполнение поставленных в них задач.

— Перестанут ли от руководителей субъектов хозяйствования после вступления закона в силу жестко требовать выполнения объемных показателей?

— Мы ставили задачу, чтобы система прогнозирования в Беларуси была более гибкой, чтобы она предоставляла больше возможностей, большую свободу для действий директорам, бизнес-сообществу, тем, кто ориентируется на выполнение прогнозных показателей. Мы всех нацеливаем на получение качественного результата в той или иной сфере — это главное в системе любого прогнозирования. Важно и то, чтобы на уровне руководства страной, на уровне правительства имелась возможность корректировать прогнозы в ходе их выполнения в изменяющихся условиях, чтобы находить более прогрессивные качественные пути реализации намеченных планов.

* * *

Тем временем в правительстве РФ рассматривается проект закона «О государственном стратегическом планировании». В соответствии с ним на высшем уровне собираются разрабатывать несколько документов: прогноз научно-технологического, социально-экономического развития России, бюджетную стратегию и т.д., а регионы — свои стратегии, согласованные с планами Москвы.

Все расходы государства впишут в специальные программы, где деньги будут раздавать не за красивые слова, а на конкретные дела, утверждают авторы документа. Например, Минздравсоцразвития должно будет за определенную сумму и в нужный срок привить всех россиян от гриппа, а Минрегион — оздоровить коммунальное хозяйство.

Программы — а их больше 40 — будут писать на 12 лет, каждые 6 лет пересматривать и уточнять. Эти временные промежутки экономисты уже успели окрестить шестилетками. В правительстве также надеются, что программы свяжут между собой расходы всех министерств, система станет прозрачной, благодаря чему можно будет отследить, куда пошли деньги.