$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ:©

03.06.2014

с документами и налогами

Указ Президента от 16.05.2014 № 222 существенно меняет условия деятельности индивидуальных предпринимателей. О том, как им придется работать по новым правилам, рассказывает начальник главного управления налогообложения физических лиц МНС Михаил РАССОЛЬКО.

— Михаил Михайлович, хотя нельзя сказать, что Указ № 222 стал неожиданным, реакция на него в предпринимательской среде все равно оказалась достаточно бурной, причем в основном негативной. Так ли было необходимо «напрягать» мелких торговцев именно сейчас?

— Я бы не сказал, что Указ вызвал негативную реакцию, скорее полярную. Кто-то его поддерживает, есть и недовольные. Например, многие белорусские организации розничной торговли с удовлетворением восприняли нормы Указа, поскольку он вводит весь этот сегмент в цивилизованное русло и создает равные условия предпринимательской деятельности. Отвечает Указ и интересам отечественных предприятий легкой промышленности, страдающих от конкуренции импорта. Причем проблема у них, прежде всего, с ценой, поскольку ввозится много товаров из РФ без документов, непонятного происхождения, чаще всего контрафактных или контрабандных. Они дешевле, поскольку в их цену ни производителями, ни продавцами не закладываются налоги и таможенные пошлины.

Кстати, справедливости ради надо признать, что контрафактные и контрабандные товары попадают к нам и из стран Евросоюза, когда ввозятся нашими предпринимателями якобы для личного пользования, а потом продаются на рынках и через Интернет. Но юридические лица могут торговать только при наличии товаросопроводительных документов. Поэтому одна из основных целей Указа № 222 — создание равных условий для всех участников рынка.

Хочу напомнить, что ИП — плательщики единого налога могли торговать без документов на основании Декрета от 17.05 2001 № 12, а затем других нормативных актов ровно 13 лет. Этот документ носил временный характер, как и Указ от 18.06 2005 № 285. Теперь пришло время перейти на другие правила, тем более с учетом необходимости соблюдения техрегламентов Таможенного союза.

— По мнению руководителя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина, Указ № 222 имеет компромиссный характер. Это действительно так?

— Да. Мы учли предложения бизнес-союзов о предоставлении ИП времени для реализации остатков сезонных товаров. Поэтому сроки вступления нормы о торговле только с наличием документов продлены до 1.03.2015 г., чтобы дать возможность предпринимателям реализовать товары зимнего ассортимента. Также сняты ограничения по торговым объектам и найму 3 работников, не являющихся близкими родственниками.

Мы тесно взаимодействовали с бизнес-союзами, еженедельно собирались, рассматривали и анализировали все предложения, однако приняты были, конечно, не все. Например, предлагалось использовать в качестве документов, подтверждающих приобретение товаров в РФ, наши накладные ТТН и ТН-2. Но мы не можем заставлять заполнять их российских продавцов. Хотя в целом, действительно, мы достигли компромисса.

— Сегодня индивидуальные предприниматели ждут от МНС разъяснений по применению норм Указа № 222, касающихся прежде всего первичных документов. Ведь никому не хочется отвечать за недобросовестность партнера, выдающего липовую накладную или чек…

— Мы разослали в налоговые инспекции такие разъяснения (см. сайт МНС, www.nalog.gov.by и c. 8–11 Информбанка). В них указано, какие документы будут считаться подтверждающими приобретение товаров, приведены формы накладных, товарного и кассового чеков. Последние могут заменить договор на покупку товаров. Отмечу, что в России нет четких требований к оформлению таких документов — главное, чтобы там были надлежащие реквизиты.

В разъяснении МНС рекомендовано использовать накладную ТОРГ-12, но это не обязательно. Российские предприниматели вправе пользоваться и самостоятельно разработанными документами, но они должны содержать обязательные реквизиты. Поэтому в разъяснении содержатся примеры заполнения таких документов.

— Несколько лет назад при переходе на уплату НДС по стране назначения в торговле с РФ также возникало немало трудностей и споров, может ли белорусский налогоплательщик нести ответственность за неуплату налога российским партнером. Одно время даже наблюдался спад во взаимной торговле между нашими странами. Даже сейчас, после ряда усовершенствований, механизм взимания косвенных налогов устраивает не всех. Не возникнет ли и теперь подобная ситуация, пусть и в меньших масштабах?

— Да, проблемы могут быть. Если продавец не может выдать документы на товар, неизбежно возникают сомнения в легальности его деятельности и происхождении товара. Надо понимать, что властям приходится бороться с контрабандой и контрафактом в интересах всего общества. А тем индивидуальным предпринимателям, которые не привыкли задумываться о происхождении товара и надежности продавца, придется перестраивать свою работу.

В процессе работы над Указом индивидуальные предприниматели нам показывали документы, которые им представляли российские продавцы. Порой они не совсем соответствовали законодательству РФ, поскольку не содержали всех необходимых реквизитов. Однако это не столь большие проблемы и их можно устранить. К сожалению, некоторые привыкли работать по таким схемам, когда покупается товар в одном месте, а товаросопроводительные документы «изготовляются» в другом. У таких предпринимателей действительно будут дополнительные сложности. Но государство решило поставить в этом деле точку. Кстати, в РФ много магазинов-складов и оптовых баз, где оформляют документы на товары. Так почему бы не покупать товар у них? Сейчас все же не 90-е годы прошлого века. Пора переходить к цивилизованным методам торговли. Время «клетчатых сумок» уходит.

— Уже в текущем году ИП смогут вместо уплаты единого налога и НДС в фиксированных суммах перейти на упрощенную систему налогообложения. При этом налоговая нагрузка может даже несколько снизиться, но придется вести более сложный учет и расчеты, для чего, скорее всего, потребуется брать на работу бухгалтера. Стало быть, одно из разрешенных 3 рабочих мест окажется занятым…

— Ну, во-первых, единый налог не отменяется. Но НДС при ввозе надо действительно будет платить по ставке 20%. При этом выбор системы налогообложения — это право плательщика. Никто не обязывает его перейти на упрощенную систему налогообложения. Во-вторых, по нашим сведениям, на 1.01.2014 г. в республике около 103 тыс. индивидуальных предпринимателей использовали упрощенную систему налогообложения и как-то справлялись.

В-третьих, не обязательно держать в штате бухгалтера. Если сам индивидуальный предприниматель не может заполнить книгу учету доходов и заплатить налог с выручки, то можно обратиться в компании, которые оказывают бухгалтерские услуги по аутсорсингу.

— Некоторые эксперты и наши читатели полагают, что Указ № 222 существенно ограничит поступление импорта. Взамен индивидуальным предпринимателям предлагается закупать товары на оптовых базах Минторга, где они получат все необходимые документы. Но сохранится ли при этом разнообразие ассортимента? Ведь предприниматели-то закупают за рубежом малые партии или вообще единичные товары, а оптовикам это невыгодно.

— Никто не запрещает нашим индивидуальным предпринимателям покупать товары за границей. Требуется только наличие товаросопроводительных документов. Ничего сверхъестественного в этом нет — магазины же справляются с такими требованиями. Кстати, оптовые базы и магазины-склады есть как государственные, так и частные. Еще раз хочу подчеркнуть, что никто не будет иметь претензий к тем, кто торгует цивилизованно.

Беседовала

Валерия ГЕРАСИМОВА