Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Интеграция
18.07.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Цифровая свобода под высокотехнологичным контролем

Бизнес с воодушевлением воспринимает каждое заявление властей о стремлении развивать современные технологии. При этом надежды на про­гресс столь велики, что времени проанализировать, что под ним понимают высокопоставленные чиновники и каких результатов от него ожидают, почти не остается. Между тем от целей зависит постановка задач, их решение и последствия.

Например, на прошлой неделе на форсайт-сессии «Про­слеживаемость в контексте цифровой экономики», которая прошла в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), более 100 участ­ников, пред­ставляющих корпорации, биз­нес-ассоциации, органы власти и эксперты из стран Евразийского экономического союза обсудили перспективы развития цифровой экономики. В пресс-­релизе ЕЭК декларируется, что цифровизация всех сфер деятельности изменит об­лик экономики, модели и методы работы с данными, сами товары и услуги, а также функции государства и форматы его взаимодействия с обществом. По мнению ЕЭК, бизнес заинтересован в создании цифровых экосистем, в которых государство не только собирает информацию с минимальными издержками для предприятий и граждан, но и предлагает эффективные сер­висы, стимулирующие развитие всех значимых для будущего сфер деятельности, а также снимает традиционные барьеры. В свою очередь, потребителям нужна информация не только о составе, но и о месте, условиях производства товаров. Государство рассчитывает, что бизнес будет соответствовать задаваемым стандартам, соблюдать правила налогового и таможенного законодательства, требования технических регламентов, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Поскольку страны-участницы ЕАЭС взяли на себя обязательства обеспечить на территории союза свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, важно синхронизировать инициированные странами ЕАЭС программы цифровизации в сфере взаимодействия бизнеса и государства, заявил на сессии председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян. В настоящее время идет доработка основных направлений реализации цифровой повестки до 2025 г. Один из важнейших ее элементов – идея прослеживаемости, без которой, по мнению ЕЭК, появятся новые барьеры и препятствия для развития бизнеса и экономик союзных стран ЕАЭС. А потому участникам форсайт-­сессии было предложено подумать, какие функции может и должно брать на себя государство в цифровую эпоху и какие форматы взаимодействия биз­неса и власти станут наиболее эффективными в странах ЕАЭС. При этом г-н Саркисян призвал «создать наиболее вероятную картину будущего, отследить динамику изменений, понять, как меняются стратегии экономических субъектов, глобальные тренды. А определившись с этим, разрабатывать адекватные регулирующие механизмы под новую цифровую действительность».

Результатом понимания тре­н­дов стал проект Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, который теперь проходит процедуры согласования в государст­вах-­членах. Предполагается, что действие соглашения будет распространяться на товары, ввезенные на территорию Союза и выпущенные для внутреннего потребления, по перечню, определяемому Советом комиссии. В каждой из стран ЕАЭС должна быть создана информационная система для аккумулирования сведений из сопроводительных документов, в т.ч. о факте совершения сделки, ее участниках, наименовании и объ­емах товара. Обязанность вносить эти сведения в информационную систему предполагается возложить на участников сделок (кроме розничной тор­говли). Национальные информационные системы будут об­мениваться набором необходимых сведений.

В настоящее время в странах ЕАЭС уже внедрены системы, обеспечивающие прослеживаемость некоторых товаров и услуг. Среди них мониторинг и контроль оборота алкогольсодержащей и табачной продукции в Армении, Беларуси, Казахстане, России (ЕГАИС); идентификация и прослеживаемость животных и продукции животного происхождения в Беларуси, Казахстане, отдельных регионах России, транспортный мониторинг и сбор платы за проезд в Беларуси (BelToll), России (ПЛАТОН) и т.д.

Внедрение системы прослеживаемости позволят контролировать законность оборота товаров на всем пространстве ЕАЭС, а также перемещение продукции, оборот которой ог­раничен в одной из стран союза.

Чиновники уверяют, что и при правильной разработке системы прослеживаемости позволяют существенно снизить нагрузку на бизнес: сократить объем отчетности, упростить механизмы над­зора путем применения так называемых механизмов smart-soft надзора. Белорусские бизнесмены уже имели возможность убедиться в том, как такие преимущества обеспечивают некоторые инструменты про­слеживаемости: маркировка от­дельных товаров, системы конт­роля налоговых органов кассовых аппаратов, электронные счета-­фактуры. Но все это – только первые шаги к созданию такой цифровой экономики, в которой произойдет переход к гиперсвязанным бизнес-системам, в которых будут взаимодействовать многочисленные корпоративные, ведомственные, страновые и наднациональные цифровые сообщества и экосистемы. У современных технологий может быть много разных направлений. Например, инструменты и возможности блок­чейна, финтеха и т.п. при нужной постановке задачи и умелом моделировании вполне пригодны для того, чтобы сделать все транзакции коммерческих компаний и отдельных граждан абсолютно прозрачными для государства. Это позволяет сократить до минимума традиционные контрольные мероприятия. Более того, выездные и встречные проверки, барьеры и ограничения становятся анахронизмом, если big-data systems и другие цифровые технологии обеспечат полное и мгновенное информирование регуляторов и контролирующих органов обо всех аспектах функционирования бизнеса и населения, их доходах и расходах, покупках и продажах, инвестициях и сбережениях. Остается лишь тар­гетировать нужные сведения, чтобы сделать выводы, в т.ч. фискального характера.

Пока на сессии ЕЭК в очередной раз отметили достижения в области маркировки, которая обеспечивает эффективность прослеживаемости. Но можно пойти еще дальше. Товары и грузы можно снабдить специальным кодом, считывание которого позволит узнать полную информацию о месте и времени их изготовления, изменения, транспортировки и т.п. На рынке уже есть решения, позволяющие собирать и пересылать такие данные, а также добавлять к ним множество дополнительных сервисов.

Правда, представителей бизнеса пока больше заботят текущие нюансы взаимодействия с множеством разрозненных информационных систем, которые введены в действие разными ведомствами и зачастую дублируют друг друга. Это увеличивает издержки бизнеса, а государство получает избыточный объем неконсолидированной и зачастую бесполезной инфор­мации. Однако на сессии представители ЕЭК лишь констатировали, что предпринимательское сообщество заинтересовано в создании цифровых экосистем, в которых государство играет важную регулирующую роль. Отчасти так оно и есть. А потому бизнес продолжает просить у государства поддержки и преференций, обеспечивающих максимум свободы действий, для развития цифровой экономики, которая поможет государству этот самый бизнес контролировать с максимальной эффективностью.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by