Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Инновации
17.10.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Цифровая экономика: инициатива исходит от предприятий

Опыт Германии в области Industry 4.0 (четвертой промышленной революции) и возможности его использования в экономике Беларуси обсуждались наряду с другими вопросами в ходе круглого стола в Палате представителей. Организатором мероприятия выступила Постоянная комиссия по экономике.  

Термин Industry 4.0 впервые был использован в 2011 г. на Ганноверской ярмарке и о­значает превращение любого предприятия в единый роботизированный организм. Каждый датчик, станок и компьютер должны действовать по одному стандарту, быть «видимыми» друг для друга, постоянно передавать информацию о состоянии дел на своем участке в единую систему.

НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ в этой сфере для Беларуси важен, по­скольку Германия – мировой лидер по объему экспорта высокотехнологической продукции, считает глава Представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский. Кроме того, как и в нашей стране, промышленность там является очень важной отраслью экономики. Если в среднем в ЕС доля промышленного сектора в ВВП составляет 15%, во Франции – 10%, то в Германии – 24%, а в Беларуси – более 25%.

Как уточнила представитель федерального министерства экономики и энергетики ФРГ Анжелика Вейкум-­Гросс, современная промышленность Германии – это около 100 тыс. компаний и 15 млн. рабочих мест, из которых 7 млн. человек занято в сервисных компаниях, работающих на нужды промпредприятий. Эти люди производят 25% ВВП и обеспечивают четверть немецкого экспорта.

Говоря о вызовах для современной немецкой промышленности, г-жа Вейкум-Гросс в числе наиболее важных назвала демографический (к 2060 г. трудоспособное население страны может сократиться на 11–15 млн. человек), экологический и, наконец, самый серьезный – переход к цифровой экономике с повсеместной интеграцией информационных технологий и роботизированных систем в производство.

Власти Германии сегодня отдают приоритет фармацевтике, разработке и массовому внедрению электромобилей и другого электротранспорта, а также иным производствам и техническим проектам, направленным на решение проблем окружающей среды.

Депутаты интересовались работой «Платформы Industry 4.0», созданной на базе министерства экономики и энергетики Германии и призванной реализовать замыслы правительства. Она состоит из центрального аппарата, который, в частности, обеспечивает до­ступ к он­лайн-­библиотеке по техническим, пра­вовым и другим вопросам, и 5 рабочих групп – стан­дарты и нормирование, НИОКР и инновации, ин­формационная безопасность, правовые вопросы, подготовка кадров.

В разных частях Германии работают 10 экспертных цент­ров с бюджетом 56 млн. EUR, которые помогают местным ком­паниям, в т.ч. малым и средним предприятиям (МСП), запускать и реформировать производства по стандартам четвертой промышленной революции. При этом все работы ведутся не по инициативе «сверху», а на основе запросов и опыта отдельных предприятий.

Проблем здесь немало и у высокоразвитой и богатой Германии – инвестиции, дефицит высококлассных IT-специалистов, а также вопросы ин­формационной безопасности. Ведь вскоре каждый станок станет подключенным к Интернету устройством, которое можно взломать и перепрограммировать.

О СВОЕМ видении механи­з­мов трансформации экономики рассказали и директора немецких предприятий, работающих в Беларуси.

Для Siemens Belarus дигитализация – это в первую очередь стратегия разворота в сторону создания новых моделей бизнеса, цифровые технологии выступают здесь лишь основным драйвером роста экономики, подчеркнул директор компании Максим Зубов. Преобразования затрагивают проектирование, производство, маркетинг и обслуживание.

В качестве примера он привел изменение концепции в здравоохранении. Многие производители медицинской тех­ники на Западе уже не продают свое диагностическое оборудование, а поставляют его в медцентры, получая от них своего рода абонентскую плату за каждое проведенное обследование или анализ.

Компании, перешедшие на цифровые рельсы, взамен получают такие преимущества, как повышение качества за счет минимизации человеческого фак­тора, сокращение времени выхода товаров на рынок. К примеру, в автопромышленности от техзадания на проектирование до изготовления серийного прототипа теперь необходимо 12 месяцев. Такой проект Siemens Belarus сейчас реализует в России совместно с Камазом. На обычном предприятии на эту работу уходит от 3 до 5 лет.

Создание цифровых «двойников» технологического процесса, производства, сервиса и обслуживания уменьшает сроки пуска и наладки, количество брака. «Мы ожидаем рост по­вторного использования материалов до 60%, уменьшение времени на его поиск – на 90%, сокращение сроков проектирования – в 2 раза, а согласования – в 5 раз», – сообщил М. Зубов.

Специалисты Siemens Belarus уже работают над этими проблемами с Минпромом Беларуси. Сейчас они предлагают создать рабочие группы непосредственно на уровне конкретных промпредприятий, концернов, приступить к формированию промышленных и отраслевых стандартов в этой сфере.

Цифровая экономика вызывает резкое сокращение рабочих рук. Ожидается, что многие профессии просто исчезнут. Так, компания Bosch активно участвует в продвижении тех­нологий полностью автоматизированных беспилотных автомобилей для городов. По прогнозам, глобальный рынок «умного транспорта» будет демонстрировать темпы роста в 20–25% в год вплоть до 2022 г.

Однако на практике, как пояснил директор Robert Bosch Belarus Владимир Рыболовлев, о всеобщей замене живых людей роботами, компьютерами и другими устройствами говорить пока рано. И чем выше квалификация и творческая составляющая в работе специалиста, тем сложнее заменить его машинами. К тому же новые технологии способны соз­давать и новые профессии. Другое дело, что такому работнику придется постоянно учиться – не случайно Bosch ежегодно вкладывает 250 млн. EUR в подготовку и переподготовку своих сотрудников.

ТЕМУ дефицита квалифицированных кадров, способных провести дигитализацию экономики и работать в новых условиях, поднял Владислав ЩЕПОВ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономике. Оказалось, далеко не все осведомлены о том, что в Беларуси в 7 колледжах уже ведется обучение специалистов по мехатронике, в т.ч. операторов для обслуживания «умных производств». А вот по другим столь же актуальным специальностям у нас лишь собираются делать первые шаги.

Была затронута и еще одна уже набившая оскомину проб­лема – безынициативность директорского корпуса. Как сообщил замминистра промыш­ленности Александр Огородников, если руководители круп­ных отечественных пред­приятий хорошо понимают необходимость «встраиваться в эти мировые цепочки», осваивать передовые технологии, то у тех, кто возглавляет средние и небольшие организации, такое стремление зачастую совершенно отсутствует.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by