$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ЧУЖОЕ ИМЯ ДЛЯ СВОЕГО БИЗНЕСА©

16.05.2014

Отечественные предприниматели еще мало пользуются возможностями франчайзинга, но и в других постсоветских странах опыт в данной сфере пока невелик. Проблемы развития этой формы ведения бизнеса обсудили участники II Международного форума «Франчайзинг. Беларусь–2014».

Больше половины франчайзинговых проектов в Беларуси действуют без регистрации соответствующих договоров, отмечает председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева. Это объясняется различиями белорусского и зарубежного законодательства. Во всем мире франшиза рассматривается как передача прав на использование товарного знака и ноу-хау, а у нас — на использование фирменного наименования компании-продавца лицензионного комплекса. Это всегда сложно объяснять иностранным компаниям, которые часто не намерены из-за белорусской специфики менять свой стандартный договор, применяемый в 90 странах мира. В результате в Национальный центр интеллектуальной собственности предъявить для регистрации нечего.

Большинство белорусских юристов полагают, что незарегистрированные договора являются недействительными, а это в случае конфликта повлечет признание сделки ничтожной и изъятие всего, полученного по ней в доход государства в соответствии со ст. 170 ГК. Другие уверяют, что дело в крайнем случае ограничится возвратом сторонами друг другу всего полученного по сделке (п. 2 ст. 168 ГК), а если отношения не испорчены и обязательства выполнялись добросовестно, то все споры разрешимы. Но все это догадки, не подтвержденные судебной практикой, — подобных прецедентов пока не случалось, да и франчайзинговых сделок не столь уж много. Зарегистрированных договоров еще меньше — около 140. Например, в прошлом году зарегистрировано всего 4, притом что количество сделок, в подготовке которых приняла участие Ассоциация «Белфранчайзинг», было около 20.

У нас отношения франчайзинга регулируются главой 53 ГК, в России — главой 54 ГК РФ. При некоторых правовых различиях общими в наших странах являются проблемы с регистрацией договоров франчайзинга, ее высокой стоимостью и незащищенностью интеллектуальной собственности. Так, исполнительный директор российской «Академии Франчайзинга» (РАФ) Малхаз Аласания заметил, что если объем заключаемых договоров коммерческой концессии, как правило, составляет 70–80 страниц, то их раздел, посвященный передаче прав на товарный знак, занимает всего 1 страницу. Зато у наших соседей уже имеется судебная практика в этой сфере. В основном споры связаны с неуплатой роялти или сменой вывески франчайзи. Неудивительно, что большинство решений выносятся в пользу франчайзеров. Недавно появились прецеденты взыскания штрафов за незаконное пользование интеллектуальной собственностью.

УКРАИНСКИЕ госрегистраторы по процедурным причинам не регистрируют договора франчайзинга, рассказал глава Директората Ассоциации франчайзинга Украины Андрей Кривонос. Поэтому в конфликтных ситуациях спорщики приходят в суд с официальными письмами-отказами в регистрации. Судебная практика показала, что при наличии одного договора коммерческой концессии легко возникает ситуация «перевесил вывеску и ты уже — другая компания». Поэтому для большей защищенности лучше составлять несколько договоров: поставки, обучения персонала, лизинга, поручительства. При этом в случае конфликта предметом судебного иска является тот договор, который реально нарушен. Например, в прошлом году внимание украинского бизнес-сообщества привлек спор между франчайзером и франчайзи по договору на открытие в Киеве 5 точек общепита «Вареничная Победа», которые затем сменили вывеску на «Вареничная Катюша». Прошло несколько десятков заседаний в судах: использование пиратской марки было запрещено, признана необходимость изъятия ее из обращения, но до очередной апелляции сети разрешают работать. Именно наличие единственного договора так затруднило разрешение конфликта.

Разумеется, белорусских участников более всего интересовал соседний опыт наиболее успешных франшиз и возможность их привлечения на отечественный рынок. Например, в Украине по количеству франчайзинговых точек лидируют компании «Наша Ряба», «Пицца Челентано» и химчистки «Ун Моменто». Однако, по мнению А.Кривоноса, вряд ли их можно ждать в Беларуси. Мало интересных франшиз в торговле одеждой, а вот в сфере детских игрушек, центров, питания и услуг есть из чего выбирать. В свою очередь, украинскому бизнесу могли бы быть интересны франшизы машинотракторных станций (группа компаний «Премия»), услуг по переоборудованию европейских автомобилей к бездорожью (марки «Дальнобой» и TDC), технологии фаст-фуда с белорусской национальной кухней.

Примером успеха в России могут служить франшизы «Бургер Кинг», «Шоколадница», «Сабвэй», рассказал М.Аласания. По его словам, наилучший результат достигается, когда все процессы для персонала любого уровня подробно прописаны, максимально автоматизированы и защищены от несанкционированных изменений.

Крайне мало предлагается в России производственных франшиз. Общенациональную известность обрели лишь две, предлагающие печать и обработку на разных поверхностях. Дело здесь не столько в сложности построения бизнес-процессов, сколько в дефиците средств у предпринимателей и высокой зарегулированности создания новых производств. Практически нет франшиз в агросекторе и придорожном сервисе, где значительны различия от международных стандартов ведения бизнеса.

В странах Балтии наиболее успешны франшизы Stenders, Chili Pizza, Paparazzi, рассказал учредитель Центра франчайзинга Литвы Илья Малкин. Он отметил, что небольшие страны вообще не слишком привлекают франчайзеров. Анализ правового поля и макроэкономической среды, таможенных тарифов, адаптация договоров, поиск поставщиков, соответствующих стандартам качества, требуют расходов, которые не всегда окупаются на небольших рынках. При этом есть риск, что фирменный скоропортящийся продукт «застрянет» на таможне или станет слишком дорогим из-за таможенных и налоговых платежей. Помочь здесь могут консультанты, фильтрующие запросы заинтересованных лиц. Поэтому есть особый смысл ездить на выставки и заводить там знакомства, стараясь убедить лично тех, кто принимает решения о продаже франшиз. Без рекомендаций получить положительное решение бывает затруднительно. Мировые бренды, как правило, не хотят сотрудничать с теми, у кого нет опыта работы во франчайзинге. Поэтому имеет смысл начинать с несложных и недорогих проектов, накапливая опыт взаимоотношений с франчайзером.

Но и этого иногда недостаточно, чтобы заманить международный бизнес на иные рынки, признал М.Аласания, особенно если речь идет о регионах-изгоях, которые, по мнению россиян, «есть везде». Например, когда речь идет о Северном Кавказе, то франчайзеры хорошо понимают, что повлиять на них там законными путями практически невозможно. Мало кто желает связываться с непризнанными в мире территориями, вроде Южной Осетии и Абхазии, хотя компания Country Chicken пошла на такой риск. Негативное мнение у многих компаний о Беларуси. При этом в 9 случаев из 10 бизнесмены жалуются на закрытость экономики, а также на то, что для успеха любого проекта одно из основных условий — близость к властям.

Тем не менее отечественные предприниматели не теряют надежду стать совладельцем известной торговой марки и повысить качество своего дела. Консалтеры давно отработали алгоритм действий для покупки франшизы, состоящий из 5 шагов:

– анализ конкурентной среды в регионе, выделение достаточно свободных ниш;

– выбор сферы деятельности;

– выбор правильных ресурсов для поиска. Поскольку на рынках много лже-франшиз, важно обратиться к самому франчайзеру;

– анализ предложения франшиз в стране: круг участников рынка, размер средних чеков, преимущества конкурентов, отличие приобретаемой франшизы от действующих;

– изучение франчайзера, организации взаимодействия с ним, опыт работы в других регионах.

Затраты на приобретение франшизы чаще всего окупаются быстрее, чем открытие самостоятельного дела. Если на начальной стадии компании приходится нести значительные управленческие и маркетинговые расходы, то франчайзер сразу предлагает концепцию ведения бизнеса, включая круг покупателей и уровень цен, объясняет И.Малкин. К тому же если речь идет о производстве, то франчайзер нередко становится и покупателем продукции. Однако как сама франшиза, так и работа с ней требуют расходов. Тем не менее даже если проект окажется неудачным, потери будут меньше, чем если самостоятельно создавать дело с нуля.

ОСОБЫЙ вопрос — уровень франшиз. По мнению А.Кривоноса, их качество, несомненно, связано со страной происхождения, например, у американских и западно-европейских франшиз оно несомненно. Но, с другой стороны, для потенциальных франчайзи важен выбор партнера. При этом стоит обратить внимание на членство в национальных ассоциациях франчайзинга. Например, в реестр франчайзеров Украины внесены 590 компаний, из них около 200 — члены Ассоциации. Также зафиксировано почти 2 тыс. франчайзинговых предложений, среди которых 4/5 — внутренние. К сожалению, 10–15% предложений и 200–300 субъектов ежегодно признаются ложными. Помочь сделать правильный выбор могут национальные ассоциации франчайзинга, обладающие наиболее полной информацией о рынке. Если на нем франчайзер неизвестен, с ним сотрудничать рискованно. Впрочем, для многих белорусских предпринимателей пока по-прежнему важно услышать о франчайзинге как таковом.

Оксана КУЗНЕЦОВА