$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Чужим сыт не будешь

24.10.2008

Столичные власти уделяют недостаточно внимания решению проблемы импортозамещения — к такому выводу пришла коллегия Комитета государственного контроля.

Как отметил председатель КГК Зенон Ломать, актуальность для страны темы импортозамещения вызвана неблагоприятной тенденцией во внешней торговле — ростом отрицательного сальдо. «Перекос во внешнеторговом балансе в сторону импорта — ахиллесова пята нашей экономики», — подчеркнул руководитель контрольного ведомства.

Внимание к столице обусловлено ее лидирующей ролью в национальной экономике. «Во внешнеторговом обороте республики доля Минска составляет более 40%», — отметил З.Ломать. Статистика свидетельствует, что в прошлом году в город ввезено товаров почти на 10 млрд. USD (на 30,5% больше, чем в 2006 г.), в первой половине 2008 г. — на 5,53 млрд. USD (рост на 43%).

«Полная бесконтрольность со стороны глав администраций города за ситуацией, связанной с реализацией импортной продукции торговыми предприятиями Минска, — прокомментировал председатель КГК увеличивающийся с каждым годом поток в столицу импортных товаров, — это одна сторона, а вторая — полная бездеятельность в плане продвижения отечественных товаров в торговую сеть города».

Выводы по итогам проверок, проведенных сотрудниками КГК, обнародовал на заседании коллегии начальник главного управления контроля по г. Минску Иван Романович. По его словам, нельзя сказать, что столичные власти не уделяют внимания вопросам организации внешнеэкономической деятельности. Например, работа промышленности города характеризуется ростом экспортных поставок. «Однако в практическом решении вопросов оптимизации импорта и создания импортозамещающих производств в Минске подошли в значительной степени упрощенно, а в отдельных случаях формально», — отметил И.Романович.

По его мнению, в Минске «неуправляемо растет импорт промежуточных и потребительских товаров». Основными их поставщиками, как показали проверки сотрудников госконтроля, являются организации без ведомственной подчиненности, которые формируют около 72% такого импорта. За январь-июнь с.г. они ввезли в страну продукции на 3,74 млрд. USD — в 7,1 раза больше, чем экспортировали. Всего же в столице таких организаций 37 тыс., и многие из них, как было отмечено на заседании коллегии КГК, специализируясь на импорте, наводнили столицу и Беларусь «заморским» ширпотребом, который уступает по качеству отечественным товарам.

Такому «сомнительному» импорту, который увеличивает отрицательное внешнеторговое сальдо и тем самым «подрывает экономическую безопасность государства», экономические службы Мингорисполкома и администраций районов должны, как считают в КГК, закрыть путь на белорусский рынок. Кстати, по итогам первого полугодия 2008 г. внешнеторговый оборот Минска сформировался с отрицательным сальдо почти в 2,5 млрд. USD.

Снизить остроту этого фактора могла бы, как отметил И.Романович, серьезная работа по импортозамещению. В действительности же реализация импортозамещающих проектов не оказывает существенного влияния на сокращение объема импортируемых в город товаров, работ и услуг. Например, в 2007 г. производственные предприятия Минска, которые завершили реализацию импортозамещающих проектов, выпустили новой продукции на сумму 63,6 млн. USD — это менее 1% от объема импорта города за прошлый год.

На заседании коллегии КГК также было отмечено, что отдельные импортозамещающие проекты реализуются без должной проработки и изучения конъюнктуры рынка. Так, КУП «Минскхлебпром» организовал производство рулетов и мини-рулетов, которые активно ввозятся из-за рубежа. Однако оказалось, что стоимость отечественной продукции выше

стоимости ее иностранных аналогов на 20-40%. Более того, как было установлено в ходе проверки, из-за слабой маркетинговой политики предприятия отечественные рулеты и мини-рулеты присутствуют только в половине магазинов Минска.

С другой стороны, коллегия КГК выявила и такую тенденцию в сфере импортозамещения. Например, в настоящее время импортозамещающие проекты реализуются на Белкоммунмаше, ряде других предприятий столицы. При этом некоторые комплектующие и другие изделия они вынуждены импортировать. Чтобы сократить долю завозных товаров, требуется вовлечение в процесс по импортозамещению других промышленных предприятий Беларуси, которые могут изготовить необходимые изделия. Однако, как считают в КГК, необходимой поддержки от местных и республиканских органов госуправления указанные предприятия в необходимом объеме не получают.

В результате в настоящее время в городе реализуется только 33 импортозамещающих проекта. В частности, лишь эпизодический интерес к ним, как показали проверки, проявляют предприятия коммунального сектора. В текущем году, например, всего четыре предприятия этого сектора участвуют в реализации проектов импортозамещения. «Бюджет города слабо привлекается к участию в финансировании работ, связанных с организацией импортозамещающих проектов, — считает начальник главного управления контроля по г. Минску. — Имея дополнительные доходные источники бюджета в виде налога с продаж товаров, ввезенных на таможенную территорию страны, город не направил в 2007 г. на реализацию проектов по импортозамещению ни одного бюджетного рубля».

По результатам рассмотрения данного вопроса коллегия КГК рекомендовала Мингорисполкому разработать и утвердить до конца текущего года городскую программу импортозамещения на 2009-2010 гг. Кроме того, предложено откорректировать перечень проектов импортозамещения на 2006-2010 гг., предусмотрев увеличение финансирования за счет местного бюджета.

Михал СТЕЛЬМАК