$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ЧУЖИМ СБЫТ НЕ ГАРАНТИРОВАН

23.07.2010

Зарубежным производителям на белорусском рынке станет неуютнее. Совмин постановлением от 23.06.2010 № 960 урезал права госзаказчиков выбирать их в качестве поставщиков товаров (работ, услуг). А вот ряду отечественных предприятий предоставлены здесь серьезные преимущества.

Документом внесены коррективы в постановление Совмина от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок», определяющее порядок выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В частности, оно дополнено нормой, согласно которой госзакупки иностранных товаров (работ, услуг) допускаются лишь в случае отсутствия либо ограниченности их производства в нашей стране.

Данная норма распространяется на закупки сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и товаров (работ, услуг) для обеспечения обороноспособности и безопасности нашей страны. Уточняется, что нужды обороны и безопасности охватывают вооружение, военную технику, работы и услуги по их ремонту, модернизации, техническому обслуживанию, а также вещевое имущество и продовольствие, которые закупаются Минобороны и другими силовыми структурами.

Учитывая, что удовлетворение этих нужд обходится стране в триллионные суммы, нетрудно понять смысл правительственной инициативы. Введение ограничительных мер на участие в конкурсных процедурах поставщиков, предлагающих зарубежную продукцию, с одной стороны, преследует цель загрузки отечественных производителей, с другой — сужает перечень неподконтрольных каналов утечки валютных средств. Постановление № 960, таким образом, дополняет растущий список нормативных правовых актов, в т.ч. имеющих гриф ДСП, направленных на борьбу с импортом для снижения отрицательного внешнеторгового сальдо Беларуси.

Естественно, что такой шаг вряд ли понравится иностранным партнерам. В белорусских тендерах, как правило, участвует много компаний — резидентов и нерезидентов, предлагающих продукцию, произведенную в Польше, Литве, Украине, России, других странах. В том числе в сегменте товарного рынка, который исключен указанным документом.

Отметим также, что он вряд ли соответствует идеологии Таможенного союза, ориентированной на формирование безбарьерной среды на территории «тройки». Кроме того, препятствуя проникновению на наш рынок иностранных товаров, мы идем вразрез с целями тендерного законодательства, направленными на развитие конкуренции.

Не будет ей способствовать и нововведение, изменившее правила госзакупок большой группы товаров. В нее, в частности, вошли ткани всех видов, швейные, трикотажные, чулочно-носочные, кожгалантерейные изделия, ковры, одеяла, обувь, головные уборы, лекарственные средства, дезинфицирующие растворы, мыло, соль, пищевые концентраты, масло растительное бутилированное, сухое детское молочное питание, плодоовощные консервы, алмазный инструмент, тракторы, автобусы, грузовые автомобили и вагоны.

Согласно постановлению № 960 организации будут приобретать их за казенные деньги с применением процедуры закупки из одного источника. Отметим, что это неконкурентная процедура. В соответствии с действующим законодательством она дает право заказчику, организатору либо уполномоченной организации предложить оформить заключение договора только одному поставщику (подрядчику, исполнителю). Так вот, в правительстве составили перечень таких поставщиков, за рамки которого при закупке указанных выше товаров выходить нельзя.

В данный перечень включены полторы сотни отечественных производителей, кому фактически гарантирован сбыт. В их числе — РУП «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» и «Гомсельмаш», ОАО «Лента», «Камволь», «Сукно», «Алеся», «Брестский чулочный комбинат», «Несвижский завод медицинских препаратов», «Сивельга», ЗАО «Добружский фарфоровый завод»...

Михал СТЕЛЬМАК