$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Чужие

12.12.2006

В нынешней экономической модели Беларуси частный бизнес выглядит инородным телом. Он чужд системе. В отличие от экономики в целом, он не развивается, а наоборот, стагнирует и сокращается. Его вклад в ВВП на протяжении многих лет остается крайне низким, на уровне 6-8%. Его даже трудно назвать полноценным сектором белорусской экономики, говорилось на заседании «круглого стола» с участием ведущих предпринимательских объединений страны.

Поводом для дискуссий стала презентация исследования деятельности малого и среднего бизнеса в РБ, которое провели Институт предпринимательства и менеджмента (Беларусь) и Центр социально-экономических исследований «CASE» (Польша). В ходе исследования было опрошено около 250 предприятий, проведено шесть региональных фокус-групп (в каждой области). Его результаты, правда, не стали большим откровением для представителей бизнес-сообщества и вряд ли будут откровением для правительства, куда их планируется направить. Озвученные выводы о том, что основные проблемы, затрудняющие работу частного бизнеса в стране, — налогообложение (большое количество налогов и их размеры, нестабильность налогового законодательства и т. д.); проверки и штрафы; большой документооборот; лицензирование; получение разрешений и т. д., — так или иначе пересекаются с данными других исследований. Их, к слову, в последнее время проводится много. Малый бизнес и его болячки изучили, пожалуй, как никакую другую сферу экономики. Другое дело, что с «лечением», несмотря на призывы и рекомендации предпринимательских объединений и международных организаций, правительство пока не торопится.

Нынешние факторы роста экономики недолговечны, считает эксперт «CASE» Петр Козаржевский. Ситуация может измениться после повышения цен на энергоносители. И тогда роль малого частного бизнеса возрастет, высказал мнение он. Однако и сейчас значение частного бизнеса, где занято около 900 тыс. человек, нельзя принижать, отметил представитель Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

При этом «точечное» решение проблем предпринимателей малоэффективно, считают эксперты, что, к слову, иллюстрирует пример с упрощением регистрационных процедур, которого долгое время добивались предпринимательские объединения. Добились. Однако на смену отпавшей проблеме пришло множество других: сертификация, маркировка и т. д.

Развивать частный сектор — дело всех слоев гражданского общества. Беда лишь в том, что оно пока еще не созрело для этого, высказал мнение Георгий Бадей, председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М. С.  Кунявского. Нужна повседневная системная работа по всем направлениям. Как этого добиться и чья это задача? В том числе бизнес-союзов и самих субъектов хозяйствования. Однако первые нынче пребывают в кризисе (подробнее см. «ЭГ» № 92 за 28 ноября), а вторые… В этом смысле весьма показателен опрос, проведенный в рамках исследования, где предприниматели рассказывают, каким образом они ведут себя, когда сталкиваются с административным вмешательством в свою деятельность. Как выяснилось, наиболее типичные их действия: стараются не спорить, а полностью выполнять все требования; пытаются договориться (вплоть до взяток в той или иной форме); переносят часть своей деятельности в тень. Реже пытаются помогать друг другу информационно, объединяются для защиты своих интересов, подают иски в суд и направляют жалобы в вышестоящие органы. При этом с административным вмешательством, согласно исследованию, сталкиваются 40% субъектов хозяйствования. Проявляется оно в «просьбах» выполнить какие-нибудь работы типа благоустройства территорий, озеленения, помощи подшефным колхозам; пожертвовать на социальные нужды, оказать благотворительную помощь, подписаться на не всегда нужные государственные газеты и журналы. Не всегда полезно для предприятий (если не сказать больше) регулирование цен на их продукцию, доведение сверху различных показателей, «навязывание» профсоюзных организаций.

Если бы сами предприятия не старались уходить от вопросов, а демократическим путем отстаивали свои интересы, это было бы более эффективно, считает глава БСПН Г.Бадей. Как их убедить в том, что это первостепенная задача, бизнес-ассоциации пока не знают.