$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЧУЖАЯ РУБАШКА БЛИЖЕ К ТЕЛУ©

09.10.2012

В Беларуси снижается спрос на отечественные одежду и обувь. Производители и торговцы винят в этом друг друга, что на руку импортерам. К такому выводу пришел обозреватель «ЭГ» по итогам прошедшей в Минске выставки-ярмарки «БелТЕКСлегпром. Осень-2012», ориентированной на обеспечение внутреннего рынка товарами легкой промышленности.

С января по август 2012 г. белорусы инвестировали в смену гардероба около 4,5 трлн. Br — в сопоставимых ценах почти столько, сколько и в прошлом году. При этом если верхней одежды было закуплено в стоимостном выражении на 3,5% больше, то трикотажных изделий —- на 3,7% меньше, сообщила участникам начальник управления потребительского рынка непродовольственных товаров Минторга Нина Пашко.

Неблагоприятная тенденция с трикотажем Минторг, разумеется, огорчает. Впрочем, причина этого огорчения лежит несколько в иной плоскости. Только 78,5% трикотажных изделий, реализованных организациями торговли, произведена отечественными предприятиями. Остальные 21,5% — иностранного происхождения. В январе–августе 2011 г. это соотношение было иным — 87,4% и 12,6%. Иными словами, белорусы стали заметно отдавать свои предпочтения трикотажной продукции зарубежных производителей. Поэтому за 8 месяцев т.г., по данным Минторга, в страну было ввезено свитеров, пуловеров, трикотажных жилетов в 1,5 раза больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, одежды текстильной — в 1,3 раза.

Впрочем, переориентация населения на закупку продукции иностранных брендов наблюдается и по другим товарам легкой промышленности. Например, в 1,3 раза вырос в текущем году импорт чулочно-носочных изделий. Заметный крен в сторону импорта наблюдается и в обувном сегменте. Если в январе–августе 2011 г. соотношение реализованной на внутреннем рынке отечественной и зарубежной обуви составило 72,8% и 27,2%, то в 2012 г. за аналогичный период — уже 65,2% и 34,8% соответственно. Учитывая рост на 18,6% продаж данного вида продукции на белорусском рынке и общий объем выручки за обувь по всем каналам реализации почти в 3 трлн. Br, становится очевидным, что солидная часть этого финансового «пирога» отошла к импортерам.

Наших производителей товаров легкой промышленности такая дележка обижает, поскольку у них наметилась тенденция к ухудшению финансовых показателей. На сегодняшний день дебиторская задолженность организаций «Беллегпрома» превысила 400 млрд. Br, проинформировала участников выставки начальник управления организации торговли концерна Людмила Пархамович. Причем в этой сумме долгов, причитающихся производителям, около 280 млрд. Br составляет просроченная задолженность.

Представителей же торговли нынешние тенденции не удивляют. При покупке одежды и обуви белорусы руководствуются традиционным прагматизмом. Большинство населения отдает предпочтение более дешевым свитерам, платьям, костюмам, носкам, туфлям с учетом, естественно, их качества и дизайна. Потребителей-«патриотов», желающих одеваться и обуваться в белорусское, как призывает известный лозунг, торговцы практически не встречают.

Вытеснение импортерами с внутреннего рынка отечественных производителей является непосредственной причиной ухудшения расчетов с ними торговых организаций. На полках магазинов белорусская продукция из-за снижения спроса покупателей начинает залеживаться. В частности, товарные запасы обуви составляют в настоящее время почти 5 месяцев, верхней одежды — свыше 4, чулочно-носочных и трикотажных изделий — более 3, нижнего белья — около 2,5 месяцев, сообщила Н.Пашко. Торговцы из-за этих «залежей» испытывают проблемы с оборотным капиталом для приобретения быстрореализуемой продукции, расчетами по различным выплатам, в т.ч. по банковским кредитам. В конце концов некоторые из них начинают возвращать непроданные товары их производителям.

Последние, по словам Л.Пархамович, реагируют на возвраты болезненно. Ведь появляется «головная боль» с реализацией этих товаров по другим каналам. Конечно, можно было бы их распродать за полцены, без оглядки на себестоимость, как поступают частники, но статус предприятий госсектора, к которому принадлежит большинство организаций «Беллегпрома», требует от них придерживаться установленных правил ценообразования. В концерне считают, что проблема возвратов решаема, если торговые организации не будут заказывать белорусским производителям продукцию, на которую нет спроса. В таком случае им придется держать «нос по ветру» и выпускать такую одежду и обувь, которая бы не уступала продукции иностранных конкурентов.

Торговцы, в свою очередь, обращают внимание на бедность товарного ассортимента отечественного легпрома. Она характерна, в частности, для сегмента женской и мужской деловой одежды. Наши швейные предприятия, увы, не интересуются вопросами гардероба отечественных предпринимателей и предпринимательниц. В результате те одеваются в импортные костюмы и платья, инвестируя немалые средства в развитие зарубежных производителей.

Нет у нас добротной отечественной одежды для профессиональных спортсменов, спортсменов-любителей, обычных граждан, которые ориентированы на активный отдых. Остается неудовлетворенным спрос рынка на модные головные уборы из натурального меха. Белорусские производители одежды и обуви не уделяют также надлежащего внимания моде, что вызывает критику со стороны властей, напомнила Н.Пашко.

Правительство, кстати, не только критикует отечественный легпром, но и обязало его «закрыть» на внутреннем рынке 14 позиций, по которым утечка валюты в пользу зарубежного бизнеса особенно заметна. В их числе, согласно Перечню и объемам производства импортозамещающих потребительских товаров, утвержденным постановлением Совмина от 30.12.2011 № 1779, одежда текстильная для взрослых и детей, обувь для них, одежда мужская, женская и детская из натурального меха с современной его отделкой, трикотажные изделия, ткани шерстяные, шелковые, льняные и хлопчатобумажные.

По данным Минторга, доведенные задания по объемам поставок этих товаров на внутренний рынок организации «Беллегпрома» в основном выполняют. Однако в целом к части Перечня, за которую ответственен концерн, у торгового ведомства есть замечания, отметила Н.Пашко. По ее словам, приведенный список товаров не в полной мере отражает реальный спрос потребительского рынка Беларуси. Кроме того, реализация этих импортозамещающих товаров «обнажила» их весьма невысокое качество по сравнению с иностранными аналогами. Чтобы успешно конкурировать с ними, как минимум по 6 из 14 позиций Перечня требуется доработка потребительских характеристик.

Иван МИХАЛЕВИЧ