Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
23.11.2010 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЧУВСТВО МЕРЫ КАК ПРИНЦИП ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Принятыми 19 ноября указами № 596 и № 597 утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития нашей страны и Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год. В них, как обычно, определены рубежи, на которые отечественной экономике и финансовой системе предстоит выйти. Но, в отличие от прогноза на текущий год, многие показатели стали реалистичнее, а некоторые приоритеты изменились вообще.

Принятыми 19 ноября указами № 596 и № 597 утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития нашей страны и Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год. В них, как обычно, определены рубежи, на которые отечественной экономике и финансовой системе предстоит выйти. Но, в отличие от прогноза на текущий год, многие показатели стали реалистичнее, а некоторые приоритеты изменились вообще.

Опыт последних лет показал зависимость белорусской экономики от ситуации на мировых рынках и неспособность административно-командных методов управления эффективно им противостоять. Поэтому в Основных направлениях денежно-кредитной политики признается, что социально-экономическое развитие страны в 2011 г. в значительной мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития. Такая оговорка вселяет надежду, что правительство осознает всю уязвимость экономики страны в условиях посткризисного восстановления.

Об этом говорят и цифры прогноза, в которых советская привычка планировать прирост темпов роста уступила место сдержанности в некоторых показателях. На 2011 год прогнозируется рост реального ВВП на 9–10% (напомним, в текущем планировалось добиться 11–13-процентного роста), продукции промышленности — 9–9,5% (на 2010-й — 10–12%), сельского хозяйства — 7–8% (10–11%). Таким образом, планы роста на следующий год несколько меньше тех, которые прогнозировались Указом от 7.12.2009 № 595 на текущий год и оказались явно непосильными. Еще больше реализма проявилось в отношении инвестиций в основной капитал. Их планируемый рост на 16–17% выглядит куда достижимее, чем нынешние 25–35%, выйти на которые, судя по итогам октября, явно не удастся. Сложнее с финансированием капвложений. Правительству и Нацбанку поручено обеспечить здесь в 2011 году удельный вес иностранных источников не менее 21%. Таким образом, доля зарубежного капитала, даже считая кредиты, должна вырасти в разы. Учитывая, что у нас около 40% капвложений — непроизводственного назначения, новое задание доставит много хлопот своим исполнителям. К тому же согласно Указу № 596 прямые иностранные инвестиции в экономику должны достичь 6,4 млрд. USD, причем на чистой основе без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги. А поскольку именно это исключение в 2009–2010 годах было главным правилом, позволявшим чиновникам отчитываться за рост ПИИ, придется изыскивать стимулы для других форм инвестирования. Пока можно только гадать, ждет ли нас массовое открытие СП, масштабные IPO или безудержный набор зарубежных кредитов. От успеха в этой области зависит обеспечение в следующем году положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. USD. Одновременно экспорт должен вырасти на 16–16,4%, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9–9% к ВВП. Иными словами дефицит внешней торговли может достигать в новом году 4,7–4,9 млрд. USD — не меньше, чем в нынешнем.

Интересно, что вместо роста производства потребительских товаров прогнозным показателем станет удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промпредприятий. Эта доля должна достичь 12–13%. Напомним, в 2009 г. она составляла 10,9% — довольно скромный результат для европейской промышленно развитой страны.

Оценка эффективности хозяйственной деятельности будет производиться не по рентабельности реализованной продукции, работ и услуг, а продаж. В промышленности она должна составить 8–9%, а в сельском хозяйстве — 6–8%. Заметим, по итогам 9 месяцев текущего года данные показатели зафиксированы на уровне 7,6% и 4,4% соответственно, а в целом по республике — 6,4%. Но дело не только в процентах. Любой из многочисленных показателей рентабельности (активов, капитала, производства, продаж и т.д.) характеризует лишь отдельные аспекты работы компаний. А с помощью нехитрых бухгалтерских манипуляций в рамках действующего законодательства можно вывести почти любую прибыль, а стало быть и ее отношение к любому знаменателю. Новый «фаворит» прогноза позволит оценивать эффективность не понесенных затрат, а реально полученных денег. С другой стороны, рентабельность продаж в значительной мере служит индикатором ценовой политики и способности компании контролировать издержки. При равных значениях выручки и затрат максимизация рентабельности продаж достигается за счет увеличения наценки. Однако это — не наш метод. Ведь рост индекса потребительских цен по прогнозу составит в следующем году 107,5–108,5%.

Благосостояние населения тоже будет оцениваться иначе. До сих пор в прогнозах фигурировали реальные денежные доходы — относительный показатель, рассчитанный путем деления номинальных темпов роста денежных доходов на индекс потребительских цен. Теперь его заменит более наглядный индикатор — реальные располагаемые денежные доходы, т.е. доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей.

Так что для того, чтобы вырасти в новом году на прогнозируемые 8–9,5%, надо не только повышать зарплаты и пенсии, но и не увеличивать чрезмерно изъятия. А мерилом благосостояния будет сумма, фактически оставшаяся в наших карманах.

Не должна подорвать рост благосостояния населения и угроза девальвации. Основные направления денежно-кредитной политики предусматривают сохранение в новом году режима привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора +/-8% от центрального значения, равного стоимости корзины на начало 2011 г. Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке. При этом в 2011 г. параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений населения. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24–26%, рублевой денежной массы — 27–29%, широкой — 25–28%. Депозиты граждан планируется увеличить на 6,4–7,2 трлн. Br, юридических лиц — на 3,8–4,4 трлн. В итоге коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе должен достичь 14,4%, по широкой денежной массе — 26,7%.

Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов республики, которые по методологии МВФ за год предполагается увеличить не менее чем на 1,2 млрд. USD. Хочется верить, что для этого не понадобятся дополнительные заимствования.

За 2011 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15–21%. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8%. Прирост активов банков сложится на уровне 21–22% (72% к ВВП), а требования банков к экономике возрастут на 24–25% — до 58% к ВВП.

Масштабы кредитных операций банковского сектора будут определяться платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики. В то же время планируется качественно улучшить структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. При формировании условий деятельности банков, прежде всего контролируемых государством, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках. Кроме того, Нацбанк продолжит либерализацию валютного законодательства и борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Денежно-кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития страны на 2011 г. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели могут быть скорректированы. В то же время Указом № 596 правительству поручено определить облисполкомам и Мингорисполкому задания на следующий год по объемам валового регионального продукта в целях обеспечения сбалансированного развития регионов и достижения установленных параметров экономического роста. Будут ли по этой причине местные власти по-прежнему требовать от предприятий, в т.ч. частных, роста выручки и прибыли? Или либерализация и раскрепощение предпринимательской инициативы зайдут так далеко, что чиновникам наконец прямо запретят докучать бизнесу подобными притязаниями? Ведь все мы заинтересованы в росте личного и общественного благосостояния и охотно к нему идем. Если, конечно, желания совпадают с возможностями…

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by