$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЧУВСТВО ХОЛДИНГОВОГО КОЛЛЕКТИВИЗМА©

21.08.2012

В Минэкономики обещают содействовать дальнейшему появлению в Беларуси вертикально интегрированных холдинговых структур. В частности, подготовлены предложения по определению единых подходов в отношении управляющих компаний, где государство осуществляет правомочие собственника, требования к разработке организационно-экономических обоснований и пятилетних стратегий развития будущих холдингов, рассказала начальник управления совершенствования организационных форм управления Минэкономики Юлия МЕДВЕДЕВА.

Хотя правовое поле для создания и функционирования холдингов у нас появилось лишь 2,5 года назад, по состоянию на 15.08.2012 г. в республике уже зарегистрировано 45 холдингов. Из них 22 созданы с участием государства, доля которого в уставном фонде управляющей компании составляет от 0,18% до 100%.

По итогам I полугодия 2012 г. на долю холдингов (без учета микро- и малых организаций без ведомственной подчиненности, а также некоторых недавно созданных структур) приходилось 3,6% занятых в экономике страны, 4,4% выручки, 6,3% промышленного производства и 5,7% от общего объема экспорта. Холдинги появились во всех крупных отраслях, причем больше всего в промышленности (19) и АПК (10). В среднем белорусский холдинг состоит из 7 участников, самые большие объединяют 19 юрлиц, но есть и всего из двух субъектов хозяйствования. Среднесписочная численность работников холдингов колеблется от 100 до 28 тыс., полугодовая выручка — от 12 млрд. до 7 трлн. Br.

На начальном этапе отмечено ухудшение финансово-экономических показателей у некоторых участников холдингов. Однако Ю.Медведева призвала не спешить с оценкой эффективности. Некоторый спад в Минэкономики объясняют перестройкой системы управления и финансовых потоков предприятий. Сколько же времени надо на адаптацию? Ответа пока получить не удается. Например, один из первых интеграционных проектов — холдинг «Горизонт» пока достижениями не блещет. Согласно данным открытой финансовой отчетности, выручка управляющей компании холдинга «Горизонт» в 2011 г. упала с 63 723 млн. Br в 2010 г. до 38 714 млн. Br, убыток от реализации остался, хоть и сократился с 22 971 млн. до 3395 млн. Br, чистая прибыль снизилась с 139 492 млн. до 731 млн. Br.

Зато высокую результативность демонстрируют частные холдинги. По словам Ю.Медведевой, там основные экономические показатели в 1,5–2 раза превысили общереспубликанский уровень, в т.ч. рентабельность продаж составила 21,7% против 10,8% в целом по стране, в 1,6 раза выше средняя зарплата. На наш взгляд, этот феномен заслуживает особого анализа. Может, дело в том, что частники создают холдинги, не уповая на автоматическое возникновение пресловутого синергического эффекта, а заранее тщательно спланировав его: от рационализации денежных потоков и снижения издержек до минимизации налогов? К тому же, определяя центры ответственности, затрат и прибыли, владельцы частных холдингов менее всего собираются «вытягивать» убыточные подразделения за счет всех остальных.

Повысить эффективность в государственных холдингах Минэкономики намерено, уточнив алгоритм их создания и функционирования. Правда, не совсем понятно, чем, к примеру, предполагаемое введение пятилетних стратегий развития будет отличаться от ныне применяемого бизнес-планирования и как это повлияет на эффективность работы госкомпаний. Зато их объединение в холдинги видится властям как одно из ключевых институциональных преобразований, целью которого в перспективе станет передача холдингам функций управления от отраслевых министерств и концернов. Те же, как запланировано в Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 г., сосредоточатся исключительно на вопросах промышленной политики. Однако такое перераспределение не повлечет кардинальной реформы нынешней модели управления белорусской экономикой и не искоренит системную проблему ее неэффективности.

Ведь попытки объединять и укрупнять делались и ранее. Как только ни перетасовывали наркоматы, главки, министерства и производственные объединения в СССР! Позднее у нас создавались государственные объединения, финансово-промышленные и хозяйственные группы, разрабатывалось законодательство о них. Теперь же правовые нормы о группах за ненадобностью предлагается упразднить.

Тем временем создание вертикально интегрированных государственных структур подверглось жесткой критике в очередном Страновом экономическом меморандуме Всемирного банка (см. «ЭГ» № 55 за 27.07.2012 г.). По мнению экспертов ВБ, такой подход лишь маскирует неэффективность работы структурных подразделений путем перекрестного субсидирования за счет более устойчивых предприятий. Неудивительно, что некоторые идеи чиновников по образованию отраслевых холдингов, в частности, в пищевой и обувной промышленности, вызывают недоумение, а то и негодование отдельных директоров.

Независимые эксперты едины во мнении, что реальное оздоровление вертикально интегрированных госпредприятий может быть достигнуто лишь через их приватизацию. Однако в Минэкономики, похоже, так далеко не заглядывают. На брифинге о возможной продаже госкомпаний даже не упомянули. При этом в отличие от кластеров, которые, как считают представители министерства, должны появляться по инициативе самих субъектов хозяйствования, в холдингах интеграция по решению сверху оправдана менталитетом чиновников и бизнеса.

А может быть, только одной из этих групп?

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях