$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Чтобы у транзита не было проблем

05.08.2008

Белорусская делегация во главе с заместителем Председателя Комитета госконтроля Александром Агеевым встретилась в Москве с представителями высших органов финансового контроля Литвы, Польши и России. На встрече обсуждались вопросы подготовки совместного контрольного меро- приятия по оценке эффективности деятельности государственных органов в пограничных пунктах пропуска.

Комитет госконтроля Беларуси придает особое значение повышению транзитной привлекательности страны. Внешнеторговый оборот республики постоянно увеличивается, поступления от транзита и оказания сопутствующих услуг — один из значительных источников пополнения бюджета. В настоящее время на западных рубежах Беларуси завершается создание современной таможенной инфраструктуры и телекоммуникационной системы пунктов пропуска. В феврале т.г. на белорусско-польской границе завершилась реконструкция двух международных пунктов пропуска («Брузги» и «Берестовица»), которая проведена в рамках специальной программы за счет бюджета Союзного государства. Благодаря реконструкции этих пунктов значительно увеличилась их пропускная способность: если раньше в Брузгах оформлялось до 1000 машин в сутки, то теперь — в пять раз больше.

Однако в сфере международных перевозок усилий одной страны явно недостаточно. Это наглядно проиллюстрировал январский конфликт на польско-белорусской границе, нанесший серьезный ущерб автоперевозчикам разных стран. Тогда из-за забастовки польских таможенников на несколько дней прекратилась транспортировка товаров между странами Евросоюза, Беларусью и Россией. С учетом того, что сутки простоя одной фуры обходятся фирме-перевозчику в 300-500 USD, только белорусские перевозчики потеряли десятки миллионов долларов.

Другая нештатная ситуация на приоритетном белорусско-польском транзитном направлении пока еще так и не разрешена. С 1.01.2003 г. польская сторона требует уплачивать налог на топливо в количестве более 200 л, находящееся в заводских топливных баках каждой машины. Однако учитывая специфику международных перевозок и конструктивные особенности современных транспортных средств (в среднем объем их топливных баков составляет около 600 л), а также разницу в ценах на топливо, данное требование вынуждает перевозчиков искать для въезда в Евросоюз обходные маршруты, в частности, через Литву, где таких ограничений нет.

Таким образом, несовершенство существующих норм международного законодательства и таможенного администрирования при пересечении границы делает автоперевозчиков заложниками непредвиденных обстоятельств.

Еще одним фактором увеличения времени контроля в пунктах пропуска на границе является невозможность обмена электронной информацией между таможенными органами Евросоюза и Беларуси. Как полагают в КГК, решить проблему позволит заключение с таможенными органами сопредельных стран Евросоюза специального соглашения об обмене электронной информацией.

Есть недостатки и на белорусско-российском участке границы: недостаточный уровень взаимодействия контрольных органов на границе, отсутствие механизма обмена информацией о перемещении товаров через пункты пропуска.

При разработке Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства планировалось, что она будет использоваться не только таможенными службами обеих стран, но и другими заинтересованными органами Союзного государства. Однако в настоящее время данная система обеспечивает лишь обмен информацией о прохождении российских транзитных грузов с территории Калининградской области.

В соответствии с подписанным в 1995 г. Соглашением о Таможенном союзе между Беларусью и Россией белорусская сторона упразднила все пункты таможенного оформления на данном участке границы. Однако с 1998 года российские таможенные органы в 13 пунктах принятия уведомлений, фактически ставших полноценными пунктами пропуска, осуществляют таможенный контроль и оформление ввозимых в Россию товаров третьих стран.

Кроме того, темпы модернизации приграничной таможенной инфраструктуры на границе России и Беларуси все еще отстают от темпов роста нашего внешнеторгового оборота и транзитных перевозок.

По итогам рабочей встречи представители Комитета госконтроля Беларуси, Государственного контроля Литвы, Верховной контрольной палаты Польши и Счетной палаты РФ приняли решение о проведении параллельного контрольного мероприятия по оценке эффективности деятельности государственных органов (служб) в пунктах пропуска на границах между четырьмя странами при перемещении товаров и транспортных средств. 15 сентября представители высших органов финансового контроля встретятся в Москве с целью подписания решения о проведении параллельного контрольного мероприятия.

Пресс-служба Комитета государственного контроля