$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЧТОБЫ СТАРОСТЬ БЫЛА В РАДОСТЬ©

06.03.2012

Пока власти и бизнес-союзы обсуждают возможность проведения в Беларуси пенсионной реформы, страна все отчетливей сталкивается с системными трудностями в вопросах долгосрочного пенсионного обеспечения. При этом чем сложнее становится демографическая ситуация, тем явственней выглядит необходимость перемен в этой сфере.

Тем временем после нескольких месяцев работы экспертов, проведения различных мероприятий с участием представителей профсоюзов и заинтересованных министерств Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского подготовил концепцию комплексной реформы пенсионной реформы в республике. В ближайшее время она будет передана на рассмотрение в правительство.

На пределе

В концепции отмечается, что в течение ряда лет пенсионная система функционировала в условиях благоприятной демографической ситуации и относительно высоких темпов экономического развития. Это обеспечивало положительный баланс ее доходов и расходов и возможность беспрерывной выплаты пенсий. Однако теперь демографическая структура населения характеризуется устойчивым снижением доли трудоспособного населения и увеличением пенсионеров. В частности, удельный вес нетрудоспособных граждан увеличился с 13,6% в 1960 г. до 25,1% в 2011 г. Старение населения усиливает нагрузку на экономику.

Авторы концепции делают вывод, что при неизменности условий с 2014 г. действующая пенсионная система начнет испытывать системные диспропорции. К 2025 г. соотношение трудоспособных и пенсионеров достигнет 1,4:1, в результате чего пенсионный фонд столкнется со структурным дефицитом, который будет неуклонно и постоянно возрастать.

Уязвимое место системы — пенсионный возраст, один из наиболее низких в Европе и мире. Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам в 60 лет при стаже работы 25 лет, женщинам — в 55 при стаже 20 лет. В ряде случаев граждане могут выходить на заслуженный отдых ранее общеустановленного возраста. Зато нагрузка на экономику в виде взносов нанимателей на пенсионное страхование в Беларуси — одна из самых высоких в Европе. Пенсионные выплаты осуществляются за счет отчислений в Фонд социальной защиты населения (далее — Фонд), которые по сути являются налогом на субъектов хозяйствования. Это негативно сказывается на финансовых результатах их деятельности и конкурентоспособности их товаров. При этом проблема грозит еще более обостриться в связи с участием Беларуси в ЕЭП и вступлением России в ВТО.

В то же время размер пенсий у нас по-прежнему достаточно низок (особенно в долларовом выражении) по сравнению с другими странами. Вряд ли стоит считать социальным достижением и слабую дифференциацию пенсий: регрессивный подход существенно ограничивает сумму, которая принимается для исчисления пенсии, особенно у лиц, уплачивавших взносы в пенсионную систему из более высокой зарплаты. Поэтому как предприятиям, так и работникам выгодно скрывать истинный уровень оплаты труда.

Наконец, в стране нет пропаганды альтернативных путей обеспечения в старости вроде добровольного пенсионного страхования. Люди в трудоспособном возрасте часто не задумываются о сбережении средств к старости, надеясь только на государство. В результате существующие пенсионные фонды не аккумулируют «длинных денег», что позволило бы решить многие финансовые проблемы в стране.

Медленно, но верно

БСПН предлагает использовать пошаговый, т.е. наименее болезненный, путь реформирования до 2043 г.

На первом этапе реформы (2013–2014 гг.) следует реформировать законодательство. В частности, в него должны войти нормы, предполагающие постепенное увеличение до 40 лет периода уплаты страховых пенсионных взносов, дающего право на полную пенсию по возрасту. То же касается выравнивания ставок взносов в Фонд для нанимателя и работника с целью достичь паритета к 2032 г.

В БСПН выступают за разработку стандартов раскрытия информации компаниями, работающими на финансовом рынке с пенсионными взносами. Это сделает более прозрачной и надежной работу условно-накопительного пенсионного страхования.

Второй этап (2014–2028 гг.) должен представлять собой активную фазу реформ, в ходе которой будет устранено избыточное количество пенсионных прав, генерируемых пенсионной системой, а пенсии за особые заслуги и социальные пенсии выведены из системы пенсионного страхования для назначения их из средств бюджета. В пенсионной формуле могут быть более тесно увязаны размер пенсии с продолжительностью уплаты работником страховых пенсионных взносов и требуемым страховым стажем. Также предлагается отказаться от регрессивной шкалы при расчете заработка, принимаемого для исчисления пенсии.

Одной из составляющих реформ второго этапа должно стать развитие условно-накопительной системы пенсионного страхования. Это позволит повысить мотивацию населения к созданию дополнительных источников обеспечения своей старости. При этом добровольные виды пенсионного страхования могут развиваться с профессиональными пенсиями, аккумулируемыми на основании отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров в специальных фондах социального страхования.

На третьем этапе (2029–2043 гг.) авторы стратегии предлагают минимизировать до 10–11% ставки страховых пенсионных взносов нанимателей и работников, увязав их с долгосрочными расходами национальной пенсионной системы. В этот же период следует начать трансформацию условно-накопительной системы в накопительную с зачислением взносов на пенсионный счет работника.

Заметим, что повышение пенсионного возраста (по крайней мере для женщин) в БСПН считают желательным, но не обязательным условием реформ. Сохранить порог на уровне 55 лет можно, если, во-первых, в стране будут усилены нормы, поощряющие выход на пенсию в более позднем возрасте. Стимулом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и сохранивших трудоспособность, может быть норма о повышении пенсии после нескольких дополнительных лет работы в случае отказа от ее получения в этот период. Во-вторых, необходимо безотлагательно увеличить период уплаты пенсионных взносов для приобретения права на полную пенсию по возрасту.

Авторы стратегии считают, что ее реализация освободит пенсионную систему от решения несвойственных ей задач, связанных с предоставлением преимуществ в пенсионном обеспечении отдельным категориям работников за счет других категорий населения. Пенсионерам же будет обеспечен такой уровень жизни, который они выберут сами.

Повысить доверие застрахованных граждан к пенсионной системе, как полагают в БСПН, нужно с помощью внебюджетного Национального пенсионного страхового фонда, который должен быть независимым от правительства. Управление его активами (пенсионными средствами) предлагается осуществлять на принципах трипартизма: совместно Национальному совету по трудовым и социальным вопросам с участием нанимателей, застрахованным лицам и правительству. А контролировать расходованием средств фонда будет специальный орган, созданный при парламенте.

Комплексная реформа пенсионной системы должна улучшить общую социальную и экономическую ситуацию в стране, привести к снижению налоговой нагрузки на бизнес и повышению конкурентоспособности белорусских товаров и услуг.

Некоторые стороны предлагаемой реформы будут оценены не сразу, а иные и вовссе не понравятся населению. Поэтому БСПН призывает правительство начать масштабную информационную работу по разъяснению смысла и целей этих преобразований. Впрочем, сначала нужно, чтобы они были поняты и оценены самими властями.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях