$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

ЧТОБЫ РАЗВИТЬ ТУРБИЗНЕС©

28.02.2014

государству надо из него уйти

По просьбе белорусских коллег я внимательно ознакомился с постановлением Совмина от 24.01.2014 № 62 «Об утверждении республиканского плана мероприятий по проведению в 2014 году Года гостеприимства». Что сказать? Хороший план, правильный. И звучит авторитетно.

Андрей ПАРАМОНОВ, управляющий партнер Фонда поддержки региональных рестораторов и отельеров РФ

Сразу отчетливо представляется картина, как Президент строго говорит своим министрам: «А что у нас с Годом гостеприимства? Даю вам месяц срока и об исполнении доложить!». Министры — люди приученные к субординации. Сели, вспомнили: где и что видели, слышали, все это суммировали и план написали. Все, как в армии учили: задача, сроки, исполнители. Кто у нас исполнители? Министерства, ведомства, комитеты, областные и городские исполкомы. Коллективный план, коллективные исполнители, коллективная ответственность. А где тут люди, хозяева, предприниматели? Вероятно, чиновники думают: мы им приказ сверху спустим, и они все тут же явятся. Прикажем — и они на выездные торговли отправятся, будут торговать по указанным ценам, петь и танцевать в фан-зоне. Я не ерничаю — немного утрирую. Именно это позволяет увидеть истинное положение вещей, скрытое за сухими канцелярскими фразами. За исполкомами и министерствами, конечно, стоят живые конкретные люди. Кто они и что делают?

Один из них — директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма. В его интервью от 14.01.2014 г. почти на каждый вопрос звучал одинаковый по сути ответ: «Мы разработали план.., мы разработаем план.., мы наметили составляющие.., мы разработаем подходы...». Какое дело мне как туристу, какие разработают планы? Какой прок мне как предпринимателю от намеченных составляющих? Можно каждый год заключать меморандумы, намечать составляющие и принимать программы развития туризма. Но станет ли от этого больше туристов и предпринимателей? Туристы с деньгами давно привыкли к прекрасным зарубежным курортам. Предприниматели с деньгами предпочитают вкладываться в менее зарегулированные места и бизнесы. Беларусь имеет прекрасную природу, но этого мало. Требуется не составлять планы, а реально развивать дорожную инфраструктуру и придорожный сервис, улучшать бизнес-климат, увеличивать число небольших гостиниц и кафе, компаний по прокату автомобилей и автодомов.

Совершенно непонятно, почему при минимальных вложениях на всю страну только 5 автокемпингов, а на ближайшие годы запланировано создание лишь еще одной-двух подобных площадок. Как показывает мировая практика, государственное регулирование всегда отстает от коммерческой реальности. Кому пришло в голову назначить волевым решением разную стоимость на санаторно-медицинские услуги для белорусов и иностранцев, отрезав тем самым, например, российских туроператоров от возможности битком заполнить белорусские здравницы и влить мощный денежный поток в экономику страны? Если государство всерьез намерено развивать туристический бизнес, оно должно полностью уйти из него.

Государство должно защищать права собственника, снять все препятствия для коммерческой деятельности иностранцев, не мешать частным предпринимателям развивать свои гостиницы и рестораны, отменить все ценовые барьеры и ограничения. Какой гений придумал на время предстоящего чемпионата мира ограничить рост цен в общепите не более чем на 10%? Бизнес нельзя строить по принципу «равняйсь – смирно». Любое кафе с легкостью обойдет это ценовое ограничение, перейдя на менее качественные продукты или уменьшив вес порций. Вот это точно будет позорищем, а не возросшие цены на услуги. Так зачем же на ровном месте из людей собственноручно делать преступников?

Основная задача хорошего руководителя — не мешать людям работать. Основная задача государства — помогать своим предпринимателям и всячески облегчать им условия. Эта помощь заключается, в частности, в продвижении и рекламе культурных и природных преимуществ своей страны на международной арене; в упрощении визового режима, и не только на время чемпионата мира; в интегрировании в международную финансовую систему и в возможности в любое время суток в любом месте обменять валюту и снять ее с банковской карты; в увеличении количества и объема различных культурных, деловых и прочих международных ярмарок, выставок и форумов.

В качестве подтверждения своих слов приведу в пример страны с самым высоким уровнем туризма — Швейцария, Германия, Австрия, Италия, Испания. Критерии их высокого уровня — красивые пейзажи, экология, уровень безопасности, наличие одних из лучших отелей в мире, квалифицированный персонал, высокий уровень развития туристической инфраструктуры, объекты культурного наследия, объем и характер проведения международных выставок и ярмарок (около 600 в год!). Как видите, в этом перечне природа — не единственное средство привлечения. Если правительство только пишет планы, игнорируя рыночную инфраструктуру, мешает полноценному развитию собственной индустрии гостеприимства — даже самая красивая природа и яркие достопримечательности так и останутся достоянием лишь местного населения.