$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

Чтобы обязательность была не в тягость

29.05.2009

Перспективы реформирования контрольно-надзорной деятельности в Беларуси, которые уже не раз обсуждались на страницах «ЭГ», волнуют многих. Это как предприятия, ждущие установления новых правил проведения проверок, так и те, кому придется некоторые из этих мероприятий проводить. Сегодня мы предоставляем слово руководителям аудиторских компаний, стоявшим у истоков белорусского аудита.

Сергей КОРОТАЕВ, директор ЗАО «АудитКонсульт», член методического совета по аудиторской деятельности Минфина РБ, кандидат экономических наук:

— Белорусский аудит за 17 лет прошел сравнительно недолгий путь становления. Но и за этот период времени мы приблизились к уровню, обеспечиваемому нашими коллегами в экономически развитых странах. В настоящее время сформировался устойчивый спрос на основные виды аудиторских услуг. Главенствующую роль здесь играет обязательный аудит — подтверждение достоверности финансовой отчетности организаций, соответствующий критериям, устанавливаемым законодательством. Так ли он нужен? Ведь у нас и так существует многоступенчатая система контроля в лице многочисленных государственных контрольно-надзорных органов. Но аудит играет здесь особую роль — это единственный вид независимого контроля достоверности финансовой отчетности. Поэтому аудит во всем мире рассматривается как инструмент, гарантирующий достоверность (а значит, и полезность) экономической информации государству, менеджерам и собственникам компаний.

Легко спрогнозировать, что в случае отмены обязательного аудита немало предприятий по своей инициативе проводить его не станут. Ведь здесь одним из основных стимулов является возможность включения расходов в затраты для целей налогообложения. Естественно, объем заказов у аудиторов существенно снизится и многие нынешние участники рынка с него уйдут. Те, кто останется, вынуждены будут сократить штаты, свернуть программы обучения персонала и методологические разработки. Практически — это разрушение национальной системы аудита.

Есть ли позитив в таком варианте? Может быть, удастся обеспечить существенную экономию затрат? Весьма незначительную, поскольку расходы на все виды аудиторских услуг (из которых обязательный аудит — 60-80%) в год составляют около 0,02% себестоимости в целом по стране. Или сократится число проверок? Конечно. Но, с другой стороны, накопление ошибок увеличит для предприятий риск и суммы штрафных санкций, а также создаст дополнительные проблемы для государства. Ведь отсутствие документального подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности будет способствовать искажению статистической отчетности.

И наконец, в бюджет государства не поступят значительные суммы ежегодно доначисляемых по результатам аудита налогов и сборов, а также налогов от самих аудиторских организаций.

Поэтому, прежде чем принимать окончательное решение, нужно сопоставить выгоды обязательного аудита и потери от его отмены. Кроме того, возможно, требуется уточнить критерии, определяющие перечень лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Валентина СИЛИНА, член методического совета по аудиторской деятельности Минфина РБ, директор ООО «Силар»:

— К сожалению, до сих пор существует непонимание значения аудита в экономических отношениях. Востребованность аудиторов неразрывно связана с развитием рынка капитала, где сталкиваются интересы государства, менеджеров, инвесторов, в т.ч. миноритарных.

Хочу отметить, что обязательный аудит предусмотрен законодательством как большинства стран мира, так и стран СНГ (России, Казахстана, Украины и др.). В соответствии с Директивой ЕС № 4 годовая отчетность компаний государств Евросоюза должна проходить обязательную аудиторскую проверку, что гарантирует конституционное право граждан на получение достоверной информации об отчетности обществ.

Разумеется, в каждой стране — свои условия хозяйствования. Но по мере реализации в Беларуси программы приватизации, активизации рынка ценных бумаг, иных процессов инвестирования и перераспределения собственности неизбежно встанет вопрос о защите интересов квалифицированных пользователей финансовой отчетности. Причем речь идет не столько о выявлении нарушений и наказании виновных, а о своевременном предоставлении экономической информации — достоверной и объективной. Обеспечить это может только независимый аудит — об этом свидетельствует весь мировой опыт.

Собственно, уже сегодня многие проблемы управления экономикой в Беларуси связаны с недостаточным использованием результатов аудита. Многие АО не считают нужным публиковать вместе со своей отчетностью итоговую часть аудиторского заключения, хотя это прямо предписано законодательством. При принятии инвестиционных решений зачастую не рассматривается вопрос о достоверности представленной исходной информации. А потом остается лишь удивляться, почему окупаемость вложений не соответствует заявленным планам… Между тем повышение роли аудита позволило бы избежать таких казусов.

При заинтересованности государства аудит может оказывать реальную помощь предприятиям в сохранности и эффективности использования государственной собственности, обращения ценных бумаг, реформировании бухгалтерского учета и внедрении МСФО. Актуальность этих задач только возрастает в условиях мирового кризиса. Ведь доверие инвесторов, особенно зарубежных, во многом зависит от наличия аудита, соответствующего требованиям международных стандартов и правил корпоративного управления.

К тому же ослабление национального аудита равносильно лоббированию интересов на белорусском рынке международных аудиторских компаний в вопросах внешних инвестиций. А это — серьезная угроза экономическому суверенитету страны.

Александр ГАВРИЛЕНКО, директор ООО «Эксперт-Эко», кандидат экономических наук:

— За годы своего существования в белорусском аудите накоплен не только значительный практический опыт, но и серьезная методологическая база. Минфином приняты 38 правил аудиторской деятельности, выполнение которых обязательно для аудиторов. Но проблема в том, что эти правила основаны на теории западного аудита и не учитывают порой особенностей нашей страны. До сих пор не определены цели аудита, непонятно его место в государстве. Периодически возникают сомнения в его нужности, в частности, в отношении обязательного аудита.

Полагаю, что сегодня специфику белорусского аудита определяет преобладание государственной собственности. Поэтому очевидно, что обязательный аудит должен быть нацелен на соблюдение интересов государства — оценку искажения отчетности предприятий, системы внутреннего контроля, анализ финансово-хозяйственной деятельности, вероятности мошенничества. Замечу, что ни один вид контрольной деятельности, кроме аудита, не располагает для этого соответствующей научной методологией.

С другой стороны, обязательный аудит у нас, как и в ряде других стран, не может доверяться любым аудиторским организациям. Должны существовать особые требования для оценки их способности оказывать такие услуги, как, например, научно обоснованный рейтинг, качества их работы. Список организаций, соответствующих этим требованиям, следует публиковать на сайте Минфина и в СМИ.

Сегодня белорусскими учеными также созданы эффективные технологии аудита, соответствующие международным стандартам. Это достаточно затратное занятие, но именно наличие собственных технологий обеспечивает качество аудита и авторитет аудиторской компании на рынке. В настоящее время проводится апробация системы проведения тендеров и оценки качества аудита, основанная на документально подтвержденных показателях и математических моделях. Разработаны также технологии проведения ряда аудиторских процедур.

Современные технологии аудита являются коммерческими секретами ведущих аудиторских компаний. Они не продаются и тщательно охраняются. Поэтому разработка собственных методик, их доступность широкому кругу аудиторов являются основой развития национальных компаний, которые должны не уступать иностранным на белорусском рынке.

Владимир МОГИЛЕВЧИК, директор ООО «ПартнерАудит»:

— До сих пор полезность обязательного аудита в глазах многих чиновников определяется количеством выявленных нарушений, а руководителей ряда предприятий — в возможности вовремя исправить ошибки и избежать налоговых штрафов. В известной мере это верно. Иные рассматривают обязательный аудит как средство повышения эффективности проверяемой организации или один из факторов получения инвестиций — в республике и за рубежом. Это тоже верно, но не все. Для полноты картины нужно понять, что обязательный аудит является комплексным средством совершенствования налоговой, финансовой, экономической, договорной политики организации; помогает руководству принимать стратегические решения, оптимизировать систему учета и внутреннего контроля, а собственникам доверительно относиться к решениям менеджмента. Решить эти задачи в полном объеме силами внутренних или ведомственных ревизионных служб или налоговых органов невозможно.

Напомню, что в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» аудиторы обязаны сообщать собственнику сведения о нарушении законодательства, в результате которого причинены либо могут быть причинены в крупном или особо крупном размере убытки (вред) физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству. Это позволяет своевременно получить информацию о причинении значительного ущерба и принять своевременные решения по его возмещению.

Поэтому, определяя круг лиц, подлежащих обязательному аудиту, нужно исходить из следующих критериев. Во-первых, это потребность в раскрытии финансовой информации о компаниях, деятельность которых затрагивает интересы широкого круга лиц (т. е. акционерные общества, банки, страховые компании и иные финансовые институты). Во-вторых — регулярный контроль над деятельностью зарубежных компаний в стране (т. е. коммерческих организаций с иностранными инвестициями и представительств иностранных юридических лиц), причем как для проверки соблюдения отечественного законодательства и выполнения обязательств зарубежными инвесторами, так и с целью защиты их интересов. В-третьих — минимизация рисков субъектов хозяйствования, имеющих достаточно большие обороты и обладающих значительными активами. Ведь чем больше эти суммы, тем выше цена любой ошибки. Поэтому в Беларуси одним из критериев обязательного аудита является объем выручки, а в ряде других стран — валюта баланса, стоимость активов и т. п. Замечу, что во многих странах, например, в Италии, Казахстане и др., аудиторское заключение обязательно представляется и при получении государственного финансирования.