$

2.0882 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЧТОБЫ ОБЪЕДИНИТЬСЯ, НУЖНО РАЗМЕЖЕВАТЬСЯ©

11.02.2014

 

Заявление премьер-министра Михаила Мясниковича о необходимости внедрения аутсорсинга и освобождения предприятий от непрофильных и вспомогательных видов деятельности, прозвучавшее на заседании Совмина в середине января, подкреплено конкретными указаниями правительства. В соответствии с постановлением Совмина от 4.02.2014 № 95 (далее — постановление № 95) отдельные вспомогательные функции непрофильных (неосновных) и вспомогательных производств республиканских унитарных предприятий должны быть переданы специализированным организациям.

О реструктуризации отечественных предприятий так давно, много и безуспешно говорили различные отечественные и зарубежные эксперты, что она стала почти таким же риторическим советом, как приватизация и прочие реформы. Но порой несбыточные надежды облекаются в реальность. Постановлением № 95 министерствам и концернам предписано обеспечить в январе–феврале 2014 г. проведение подведомственными республиканскими унитарными предприятиями анализа своих организационно-производственных структур. Цель — определить возможность передачи отдельных функций (логистика, маркетинг, бухучет, правовое и кадровое обеспечение и другое), а также непрофильных (неосновных) и вспомогательных производств (видов деятельности), обеспечивающих основное производство, созданным путем реорганизации специализированным организациям. Учитывая, что само постановление № 95 опубликовано лишь 7 февраля, у чиновников остается менее 3 недель, чтобы выполнить задание (если, конечно, не удастся где-то позаимствовать машину времени).

При наличии экономической целесообразности в течение 2014 г. в соответствии с постановлением № 95 предлагается провести реорганизацию РУПов путем выделения из них структурных подразделений, осуществляющих оказание услуг по выполнению указанных функций, а также непрофильных (неосновных) и вспомогательных производств (видов деятельности) в самостоятельные юридические лица (дочерние унитарные предприятия). Таким образом, правительство открывает кампанию по широкому применению в Беларуси аутсорсинга, что должно привести к сосредоточению всех ресурсов предприятий на основном виде деятельности с попутной передачей остальных вспомогательных функций профессиональным партнерам — вместе с ныне числящимися в РУПах активами и персоналом.

При принятии решения о реорганизации РУПов путем выделения из них структурных подразделений, осуществляющих один вид деятельности, централизацию этого вида деятельности в одном юридическом лице, согласно постановлению № 95, должны быть соблюдены интересы работников этих подразделений в соответствии с трудовым законодательством. Таким образом, кадровым службам предстоит немало хлопот в связи с реорганизацией предприятий путем выделения.

ВКЛЮЧАЯСЬ в объявленную кампанию, министерствам, концернам и руководству предприятий придется для начала решить непростую задачу — определить экономическую целесообразность реструктуризации и передачи отдельных функций и процессов на аутсорсинг. Неудивительно, что консалтинговые фирмы обычно рассматривают такие проекты, как довольно сложные, длительные и дорогостоящие. Ведь речь идет не об удовлетворении сиюминутных желаний и потребностей. Необходимо прогнозировать ситуацию на 10–20 лет вперед, чтобы быть уверенными в том, что переданные функции будут выполняться, а фирмы-аутсорсеры не разорятся или не «потеряются» по тем или иным причинам.
 
 Важное значение имеют порядок подготовки принятия решения об использовании аутсорсинга, контроль за выполнением оказываемых работ и услуг, параметров передаваемых процессов и функций, их сложность, размер и структура материальных и иных затрат, особенности перехода на аутсорсинг и возвращения переданного процесса обратно на предприятие. Например, функции по ремонту выводятся и возвращаются достаточно просто.
 
 
Сложнее обстоят дела с транспортом и логистикой, в т.ч. из-за специфики управления, документирования и контроля, а еще сложнее — с инструментальным производством. Считается, что передаваемой функции следует иметь ряд характерных особенностей. В частности, она должна быть вспомогательной, не принадлежать основному бизнес-процессу, персонал и оборудование по этой деятельности должны быть недозагружены, накладные расходы достаточно велики. Немаловажно, чтобы создаваемая для выполнения этой функции специализированная организация имела хорошие шансы на дополнительные заказы и положительные экономические и качественные показатели. Об этом прямо говорит постановление № 95, требуя при принятии решения о реорганизации исходить из возможности предоставления выделяемыми структурными подразделениями видов деятельности (оказания услуг) широкому кругу лиц. Это вполне разумно: выручки от обслуживания только материнской РУП подразделениям, выделенным в самостоятельные юрлица, может попросту не хватить для выживания. Потребуется систематический контроль со стороны материнских РУП, чтобы руководители отпущенных «на вольные хлеба» подразделений не отказались в перспективе от сотрудничества или не разорили компанию неумелым управлением и хищениями.

Вместе с услугами, выводимыми на аутсорсинг, РУПам придется передать оборудование, расходные материалы и людей, позаботившись о сохранении не только рабочих мест, но и уровня зарплаты. Все это может сказаться на цене услуг, которая вполне может оказаться выше, чем содержание подразделения сейчас. Поэтому в каждом конкретном случае придется тщательно просчитывать, будут ли достигнуты названные в преамбуле постановления № 95 цели, в т.ч. снижение издержек. Экономический эффект от реорганизации и последующих аутсорсинговых сделок определяется как разница между результатами сторон и произведенными затратами. Удается это не всегда. Например, по данным одного из исследований компании Deloitte Consulting, из 25 крупных организаций с общим объемом аутсорсинговых контрактов 50 млрд. USD у 70% имелся отрицательный опыт работы с аутсорсинговыми фирмами, 44% не получили ожидаемого уменьшения издержек, а 1/4 компаний отказались от переданных ей функций. Около 80% опрошенных указали, что наиболее часто возникает проблема, связанная со скрытыми расходами, вследствие отсутствия доступа к структуре цен и издержек фирмы-исполнителя.

ЗАМЕЧУ, что при оказании услуг выделенными сторонними организациями возникают дополнительные транзакционные издержки, связанные с административно-управленческими расходами и налогами, которых не было у структурных подразделений. Даже применение упрощенной системы налогообложения не позволит этого избежать. Ведь если внутренние и межфилиальные обороты не облагаются НДС и иными налогами, то после реструктуризации они превратятся, с одной стороны, в выручку, а с другой — в затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль заказчика, — при надлежащем документальном оформлении и соблюдении иных условий. Если сейчас работы, услуги цехов и отделов оформляются разнарядкой, а передача материалов, полуфабрикатов и иных ценностей — накладными на внутреннее перемещение и лимитно-заборными картами, то после реорганизации понадобится заключать договоры между материнским РУП и юрлицом-аутсорсером, производить между ними безналичные платежи, оформлять акты сдачи-приемки, ТТН-1 и ТН-2, путевые листы и т.п. В ряде случаев потребуется получение лицензий и сертификатов. Все это — дополнительные хлопоты и накладные расходы. Кстати, в случае выделения бухгалтерий в самостоятельные компании с целью передачи им на аутсорсинг функций ведения бухучета РУПов понадобится обеспечить соблюдение в таких организациях требований п. 9 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», а также решить вопрос о распределении обязанностей (в т.ч. по заполнению первичных учетных документов и учетных регистров) и ответственности аутсорсера за некачественное оказание услуг и причинение убытков.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ добавлю, что выделение подразделений в отдельные предприятия автоматически превратит реорганизуемые РУПы в группы компаний, по которым должна составляться консолидированная бухгалтерская отчетность. Именно по ней удобнее всего судить, целесообразной ли была реорганизация, сократились ли издержки и насколько именно. Но для целей статистики в Беларуси используется индивидуальная отчетность. А потому превращение внутренних оборотов благодаря реорганизации в выручку статистически увеличивает объем производства и ВВП по стране в целом. Это затрудняет оценку синергического эффекта от создания холдингов и иных перестроений в отечественной экономике, зато позволит отчитаться о росте валовых показателей, а заодно — об увеличении числа сугубо производственных малых предприятий. Так что даже если с издержками будут накладки, то есть шанс констатировать очередные позитивные тенденции стабилизации...
 
Леонид ФРИДКИН

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях