Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Приватизация
29.03.2002 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чтобы не быть внакладе

Сроки реформирования предприятий Белнефтехима сдвигаются Как известно, завершение акционирования шести предприятий концерна "Белнефтехим" было намечено на 18 марта с.г. Сегодня дедлайн для четырех из них -- 15 апреля, для других -- 1 мая и 1 августа. Чем это вызвано и на каком этапе находится сегодня процесс разгосударствления первенцев большой приватизации? Что нового он дает практике акционирования белорусских предприятий в будущем? На эти и другие вопросы корреспонденту "НЭГ" Светлане ПОЛЯКОВОЙ отвечает директор департамента по управлению государственным имуществом Министерства экономики Олег МЕЛЬНИКОВ.

Сроки реформирования предприятий Белнефтехима сдвигаются

Как известно, завершение акционирования шести предприятий концерна "Белнефтехим" было намечено на 18 марта с.г. Сегодня дедлайн для четырех из них -- 15 апреля, для других -- 1 мая и 1 августа. Чем это вызвано и на каком этапе находится сегодня процесс разгосударствления первенцев большой приватизации? Что нового он дает практике акционирования белорусских предприятий в будущем? На эти и другие вопросы корреспонденту "НЭГ" Светлане ПОЛЯКОВОЙ отвечает директор департамента по управлению государственным имуществом Министерства экономики Олег МЕЛЬНИКОВ.

-- Очень трудно выдержать столь сжатые сроки для такой масштабной работы, с которой мы столкнулись при подготовке акционирования шести предприятий отечественной нефтехимии.

Необходимо предусмотреть и, главное, осуществить взаимоувязанный комплекс организационных, экономических, даже законодательных мер, в выполнении которых нет права на ошибку. Появилось много нюансов с оценкой государственного имущества, в вопросах, связанных с реализацией акций.

Например, какая очередность их продаж должна быть установлена для каждого конкретного случая? Что вначале -- продажа акций по наибольшей цене с поступлением денег в бюджет (если экономическое состояние предприятия хорошее) или это должно осуществляться после получения инвестиций? Последние, кстати, могут быть внесены и в виде технологического оборудования. Все это нужно просчитать и остановиться на варианте, обеспечивающем наибольшую выгоду для государства. И совсем иные подходы там, где экономическое состояние предприятия с точки зрения сегодняшнего дня или перспектив благополучным не назовешь.

-- Какая проблема в связи с реорганизацией "большой шестерки" оказалась общей для всех?

-- Это недостатки в учете имущества, его достоверной оценке.

Несмотря на то, что переоценка основных фондов с отражением всех изменений в балансе проводится ежегодно, мы столкнулись с массой недоработок. Поэтому к корректировке уже проведенной инвентаризации подключились Бюро технической инвентаризации, областные комитеты по управлению государственным имуществом, специалисты республиканского унитарного предприятия "Институт недвижимости и оценки".

В этом году Министерство статистики и анализа в отличие от прошлых лет довольно быстро провело индексацию государственного имущества, и уже практически готов проект постановления Совмина, где стоимость чека "Имущество" определена в 3,5 тыс. руб. вместо 3 тыс. Это очень важно, так как чаще всего работники предприятий, о которых идет речь, хотят получить акции в обмен на чеки. В ПО "Нафтан", по предварительным данным, 60% трудового коллектива готовы обменять чеки "Имущество" на акции ОАО и 40% готовы стать акционерами за деньги.

-- Мы говорим сейчас о переоценке чистых активов предприятий, отражающей их балансовую стоимость на 1 января текущего года. Очевидно, этот метод определения стоимости предприятия менее точен, чем рыночный, основанный на сравнении?

-- У нас действует Положение о рыночной оценке объектов недвижимости, пока только недвижимости. Есть также Положение, разработанное Комитетом по ценным бумагам, о рыночной оценке акций. То есть в этом плане какая-то методология существует. Но ее, конечно, недостаточно. В нашем случае применение рыночного рычага осложняется тем, что метод сравнений или аналогов не подходит, так как акционируемым предприятиям нефтехимии аналога нет ни у нас, ни за рубежом. Зато есть другой вариант оценки, достаточно эффективный. Он состоит в том, чтобы определить возможность получения прибыли предприятием и в соответствии с этим оценить его акции. Не предприятие в целом, уточняю, поскольку есть его балансовая, то есть номинальная, стоимость на 1 января, а его акции. В результате мы можем установить реальную, рыночную стоимость предприятия. Чтобы продавцу, что называется, не остаться внакладе.

-- Можно ли сказать, что теория и практика приватизации в нашей стране станут богаче на опыт, полученный сегодня?

-- Думаю, что да. Обозначилось много проблем преобразования госсобственности. Мы учли их при разработке новой редакции закона о приватизации. В первом чтении парламент одобрил наши предложения (см. "НЭГ" N 81 за 2001г. -- С.П.), готовим законопроект к рассмотрению во втором чтении на весенней сессии. Речь идет не о каких-то революционных изменениях, а об устранении противоречий, которые остались в законодательстве по разгосударствлению имущества.

Сейчас действуют только три способа: создание акционерного общества, выкуп государственного имущества и продажа его по конкурсу или на аукционе. Мы предлагаем двенадцать вариантов реформирования госсобственности. Это, например, продажа акций через фондовую биржу -- при этом также меняется собственник. Или продажа акций путем прямых переговоров с потенциальным покупателем и заключением договора с ним (в том случае, если аукционная продажа не позволяет нам выявить победителя из-за наличия только одного участника). Уже на этом этапе определяется реальный участник сделки, который готов вложить инвестиции и повысить эффективность работы предприятия. Обещает хорошие перспективы способ выкупа государственного имущества членами коллектива предприятия. Это объекты с небольшой численностью работающих. В стране таких, насчитывающих не более десяти человек, очень много. Создавать акционерное общество в этом случае нецелесообразно.

-- Что же касается выкупа предприятий нефтехимии, то складывается впечатление, что государству неинтересно иметь дело с массовым инвестором?

-- По закону правительство имеет право выставить на продажу за приватизационные чеки до 50% акций. Но вряд ли целесообразно выделять в большом размере пакеты акций указанных предприятий населению. Это просто распыление средств. Отдаленный от дел и проблем предприятия инвестор -- это как ростовщик, живущий на проценты.

Выгоднее иметь дело с одним экономически сильным инвестором. Допустим, российский инвестор вкладывает в завод 200 млн.USD. Значит, он как никто другой заинтересован в увеличении чистой прибыли, чтобы не только вернуть деньги, но и приумножить их.

В этом же заинтересованы члены трудового коллектива, приобретающие акции на льготных условиях. Улучшение финансового положения предприятия немедленно скажется на уровне их дохода. Опыт показывает, что только 4% -- 10% акций приобретается членами коллективов за деньги и именные приватизационные чеки "Имущество". Это зависит от численности персонала, активности людей и, естественно, от величины уставного фонда. Участвовать в управлении акционерным обществом с этими процентами тоже можно. К слову, член трудового коллектива в соответствии с законодательством имеет право купить акцию в течение пяти месяцев со дня регистрации акций акционерного общества.

-- А если я, сторонний человек, допустим, захочу выкупить эти акции у члена коллектива, предложив сумму, превышающую их номинальную стоимость?

-- Вы этого сделать не сможете. Пока еще это запрещено нашим законодательством. Предусмотрен мораторий на продажу акций, приобретенных по льготной цене, то есть за сто минимальных заработных плат, а точнее -- за сто базовых величин, а также за чеки "Имущество".

-- Насколько я поняла, юридические лица Беларуси тоже не участвуют в приватизации объектов нефтехимии, несмотря на обещанные льготы?

-- Все по той же причине недостатка капитала для покупки столь дорогих предприятий. Хотя в соответствии с действующим законодательством они имеют полное право участвовать в этом процессе.

-- Учтен ли опыт России, инвесторы которой претендуют на лакомый кусок нашей государственной собственности, в проведении своей широкомасштабной приватизации?

-- Мы пытаемся избежать ошибок россиян, которые они признают и сами. Там проводились залоговые аукционы, на которых олигархи по дешевке раскупали предприятия, значимые для развития народного хозяйства. Конечно, это не тот путь, которого нужно придерживаться. В этом смысле, когда нас упрекают в медленной приватизации, можно возразить: у нас не медленная, а взвешенная приватизация. На базе предприятий нефтехимии открытые акционерные общества создаются со 100-процентной долей государства, а потом осуществляется продажа акций за денежные средства потенциальным инвесторам, которые должны выполнить базовые условия. При этом у государства остается контрольный пакет акций (50% плюс одна акция).

-- Олег Васильевич, разрабатываются ли правительством другие значительные проекты реформирования государственной собственности?

-- Рассматривается проект акционирования ПО "Горизонт". На гродненском предприятии "Химволокно" в ближайшее время пройдет конференция трудового коллектива с той же повесткой дня.

-- Можно ли сегодня сказать, что базовые условия участия потенциальных инвесторов в акционировании 6 предприятий отечественной нефтехимии остались прежними?

-- В основном -- конечно. Но пока сделка не совершена, я бы называл их все же предварительными. Возникают новые варианты, новые решения, уточнения, компромиссы. Нормальный процесс.

-- И последний вопрос в связи с этим. 26 марта ход акционирования, о котором мы говорим, был рассмотрен на заседании Президиума Совета Министров. Появились ли какие-либо новые аспекты?

-- Мы обсудили различные нюансы, возникшие на данном этапе. Уточнили сроки, сдвинув их несколько вперед. Поставлена задача до 15 апреля завершить акционирование новополоцкого ПО "Полимир", гродненского ПО "Азот", светлогорского ПО "Химволокно" и бобруйского ПО "Белшина". К 1 мая акционерные общества должны быть созданы также на новополоцком ПО "Нафтан" и могилевском ПО "Химволокно". Дольше других -- до 1 августа -- ждать гродненскому ПО "Химволокно", так как решение о его разгосударствлении было принято позже. Короче говоря, процесс акционирования этих предприятий вступил в завершающую стадию.

Каждый день на них продолжается кропотливая работа по оценке имущества: ведь надо учесть все средства, вложенные в предприятия за все годы их работы. Причем с учетом, как правильно подчеркнул на заседании президиума президент концерна "Белнефтехим" Иван Бамбиза, того факта, что предприятия и сегодня выпускают вполне конкурентоспособную продукцию.

Он также проинформировал, что на акционируемых предприятиях планируется реализовать 29 инвестиционных проектов, 19 из которых в настоящее время проходят экспертизу в Министерстве экономики. Остальные поступят в ближайшие дни. Есть основания полагать, что иностранные инвестиции на эти предприятия поступят еще до конца года.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by