Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чтоб не стало пусто, где было густо

В агропромышленном комплексе республики насчитывается 4,5 тыс. субъектов хозяйствования. Начиная с мелких бюджетных предприятий и кончая крупными перерабатывающими комплексами...
В агропромышленном комплексе республики насчитывается 4,5 тыс. субъектов хозяйствования. Начиная с мелких бюджетных предприятий и кончая крупными перерабатывающими комплексами. Но основное -- это колхозы и совхозы с численностью работающих от 100 до 500 человек. К сожалению, всегда в этом списке находятся те, кто дает работу не только ревизорам, но и прокурорам, следователям и судьям. Проблемы сохранности собственности государственных и коллективных предприятий были обсуждены на коллегии Минсельхозпрода, проведенной совместно с представителями прокуратуры и МВД Республики Беларусь. Информация, предоставленная ревизионной службой министерства, дала серьезный повод для размышлений.

Даже по неполной информации этого года в агропромышленном комплексе республики выявлено почти 1700 экономических преступлений, что составляет 16% их общего количества по народному хозяйству. Правоохранительными органами, кроме ревизионной службы, выявлено 428 фактов хищений, совершенных должностными и материально ответственными лицами, из которых 59 в крупных и особо крупных размерах, 206 фактов служебного подлога, 35 случаев получения взяток, 300 краж. К уголовной ответственности за преступления в АПК привлечено 778 лиц, из которых 67 руководителей предприятий, 35 руководителей среднего звена, 19 материально ответственных лиц.

По результатам ведомственных проверок ветеринарной и зоотехнической служб Минсельхозпрода сохранности поголовья скота и птицы, оприходования приплода животных, использования кормов, медикаментов только в первом полугодии привлечено к ответственности около 7 тыс. человек, наложено штрафных санкций более чем на 90 млн.руб., за ненадлежащее обеспечение сохранности сельхозтехники выдано 6608 предписаний, а 42 материала передано в прокуратуру...

Казалось бы, и контроль жесткий, и наказания строги, но все же в материалах ревизий находят отражение все новые факты сокрытия от учета техники, причем в больших количествах, выращенного урожая, необоснованного списания товарно-материальных ценностей, элементарного воровства. В чем же дело? Наряду с традиционными причинами, связанными с бесхозяйственностью, злоупотреблением служебным положением, пьянством, воровством, я бы назвал еще две. Прежде всего -- своеобразную круговую поруку рядовых "собственников", равнодушных к судьбе государственного и общественного имущества. К примеру, в колхозе "Беларусь" Брестского района председатель колхоза, теперь уже бывший, систематически получал в бухгалтерии деньги по липовым нарядам под вымышленные им самим фамилии. Но знал об этом практически весь штаб хозяйства, начиная от бухгалтеров и экономистов, которые сочиняли эти наряды и начисляли по ним зарплату, до кассира, которая выдавала деньги председателю. Такие фокусы в истории ревизионной работы были, когда ведомости задним числом составлялись под фамилии умерших людей, чтобы нельзя было взять с них объяснения и доказать факт хищения денег. Параллельно в хозяйстве составлялись фиктивные договоры на расчет сельхозпродукцией с вымышленными лицами. На их "питание" списано 28 голов КРС, полтонны других мясопродуктов, около тонны сахара и несколько центнеров гречки. А ведь окружение не могло не знать про деятельность председателя. Но все молчали, косвенно помогая ему в разорении хозяйства. Не менее нагло действовал главный ветврач Лельчицкого района К.Кудласевич, присваивая деньги не под вымышленное, а реальное лицо, числящееся, но не работающее на станции по борьбе с болезнями животных.

Большое недоумение у работников Минсельхозпрода вызывали операции по закупке семян кукурузы и гербицидов, проводимые в Минской области, поскольку все это можно было приобрести дешевле и более высокого качества. Сомнительность сделок подтверждалась и тем, что даже через длительный период времени семена не были оприходованы и, несмотря на отсутствие документов, посеяны. Кто и какой при этом собрал урожай, к сожалению, неизвестно. Поэтому неслучайно в хозяйствах начали зарождаться приписки, очковтирательство. Что особенно характерно для Минской области, где пошли (и это вторая, на мой взгляд, серьезная причина потерь) на непродуманный эксперимент, ликвидировав ведомственный контроль. Вместо рядовых ревизорских должностей были созданы новые руководящие посты с соответствующими атрибутами: секретаршами, служебными легковыми автомобилями. Факт незаконного присуждения высоких государственных призов из рук Президента Республики Беларусь липовым победителям из Клецкого района -- первое следствие этого эксперимента. Есть и второе: почти в 13,7% проверенных хозяйствах области установлены расхождения фактических и отчетных данных. В некоторых районах приписки установлены в 100% хозяйств.

Председателям колхозов приписки не нужны. Ими зарплату не выплатишь и коров не накормишь. На телят с куриными привесами в Пуховичском районе молоко списывают центнерами. Так кому нужны липовые отчеты о несуществующих победах? Манипуляции с уборочными площадями, списанными как погибшие, но убранными на зерно? Фиктивный перевод площадей зерновых культур в кормовую группу с последующей уборкой на зерно? Такие факты установлены в Слуцком, Крупском, Молодечненском, Логойском, Червенском и других районах. Причем список хозяйств, в которых ревизии не проводятся уже более трех лет, в Минской области систематически пополняется и уже составляет почти 60 хозяйств и предприятий. Такого нет во всей республике.

Ставка, сделанная на ревизионные комиссии самих хозяйств и акционерных обществ, вызывает удивление. Тем более что подобное решение преподносится как новшество по усилению ведомственного контроля, вышедшего из подчинения Минсельхозпрода. Страусиная позиция на пользу только дельцам и проходимцам, а вот работу по организации ревизий в процессе реформирования предприятий и преобразования собственности нужно делать сегодня. Причем, в спешном порядке. Не только потому, что формально требуется, а чтобы за это время не успели исчезнуть ценности, имущество, документы. Такое уже есть, когда перед реформированием имущество за бесценок распродавалось, включая машины, гаражи, производственные помещения. А пока во многих районах нет ни одного ревизора. И значит, в ближайшее время там, где было густо, станет пусто.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений